в удобном формате
Норвегия увеличивает оборонные расходы до максимума со времен Второй мировой войны. Об этом заявил глава норвежского правительства Йонас Гар Стере на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Он призвал страны НАТО "не убеждать себя в иллюзии раскола Альянса" и сделать все "для сохранения трансатлантических связей".
Норвегия вступила в НАТО одной и первых – прямо в день основания Альянса и подписания Североатлантического договора – 4 апреля 1949 года. К враждебной СССР коалиции норвежцы пришли несмотря на то, что именно советские, а не американские и британские войска освободили королевство от немецкой оккупации. Гитлеровцы захватили это государство всего за пару месяцев.
Зачем Германии нужна была эта северная страна? И какая операция местного Сопротивления серьезно замедлила ядерную программу Третьего рейха? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Нападение Германии на Норвегию
Ранним утром 9 апреля 1940 года по тревоге в небо поднимаются истребители норвежских ВВС. Их задача – перехватить немецкие самолеты, вторгшиеся в воздушное пространство королевства.
Несколько вражеских самолетов норвежцам удалось сбить. Но силы явно были неравными. И не только в воздухе.
"Норвежская армия состояла из шести дивизий, это примерно 56 тысяч человек, плюс 100 тысяч резервистов, но они даже не проходили военные сборы в последние годы. У королевства не было ни бронетанковых сил, ни полевой артиллерии, ни значимых военно-воздушных сил", – отметил историк Инди Найделл.
До войны Норвегия придерживалась принципа нейтралитета. Но после вторжения немецких войск норвежцы решают не сдаваться без боя. В отличие, например, от датчан, которые подверглись нападению Германии в тот же день и капитулировали уже через пару часов. Чтобы замедлить продвижение гитлеровцев, норвежцы взрывали мосты, баррикадировали дороги и устраивали засады.
Помощь союзников и перемирие
Через 10 дней после немецкого вторжения на помощь королевской армии пришли союзники – британцы, французы, поляки. Вместе с ними норвежские войска не раз добивались локальных успехов.
"Прежде всего им удалось потопить тяжелый немецкий крейсер "Блюхер". Это был успех. Понятно, на ходе боевых действий это особенно не сказалось, но боевой дух можно было поднять. То есть показать, что у нас тоже есть успехи", – рассказал доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Александр Оришев.
Хотя большая и лучшая часть норвежского вооружения была потеряна в первые же сутки, бои продолжались почти два месяца. Лишь после того как союзники признали дальнейшее сопротивление бесполезным, норвежские и германские войска заключили перемирие. В итоге немцы решили важную стратегическую задачу – получили доступ к незамерзающим северным норвежским портам.
"Однако при этом в плен короля норвежского взять не удалось. Не удалось захватить весь парламент, всю элиту. Они смогли эвакуироваться. Из страны направились на север, а потом оказались в Британии. Это первый момент. А второй момент – вывезли золотой запас. На очень приличную сумму. Кстати, именно этот золотой запас позволил норвежскому правительству в изгнании очень эффектно и эффективно работать", – продолжил доктор исторических наук.
Как акции протеста затормозили развитие немецкой ядерной программы
Правительство в изгнании активно поддерживало силы Сопротивления. Большинство норвежцев выступали против оккупантов и выражали свой протест в самых разных формах – от забастовок до диверсий. Одна из акций серьезно затормозила развитие немецкой ядерной программы.
"В начале 1943 года группа норвежских патриотов взорвала цех в металлургическом заводе, где производили тяжелую воду. Это, конечно, был очень мощный удар и очень смелая акция. В марте 1945 года норвежцы совершили еще более смелую акцию. Они взорвали полотно на железной дороге, которая от севера к югу шла, по сути, через всю Норвегию, в тысячи местах. Это, конечно, было что-то", – пояснил Александр Оришев.
Реакция нацистов на подобные акции была крайне жесткой. 40 тысяч норвежцев оказались в концлагерях, 2 тысячи участников сопротивления были казнены. Впрочем, среди норвежцев нашлись и те, кто сотрудничал с оккупантами. Глава прогерманского правительства Видкун Квислинг добился для граждан своей страны права служить в СС.
"Квислинг рассчитывал на то, что, доказав лояльность Гитлеру, Норвегия восстановит независимость и получит привилегированное положение в послевоенной Европе. Поэтому он призывал сограждан записываться добровольцами в ряды рейха", – рассказал историк Инди Найделл.
Красная Армия освободила Норвегию
Всего на стороне немцев воевали около 15 тысяч норвежских добровольцев. Еще 30 тысяч служили во вспомогательных организациях. В то же время десятки тысяч норвежцев, успевших покинуть страну до оккупации, сражались в войсках антигитлеровской коалиции. Три тысячи из них приняли участие в освобождении своей страны.
"Судьба Норвегии решалась опять же Красной Армией. 1944 год, 7 октября начинается знаменитая Петсамо-Киркенесская операция, в которой приняли участие части Карельского фронта, наш флот. Мы нанесли мощный удар по германским войскам и прорвали фронт противника", – говорит доктор исторических наук.
Полностью Норвегия освободилась от оккупантов лишь после безоговорочной капитуляции Германии в мае 1945 года. Советские войска покинули норвежскую территорию в сентябре того же года.
Издевательства над детьми, рожденными от немцев
В освобожденной стране началась борьба с коллаборационистами. Более 20 тысяч норвежцев оказались за решеткой, 37 человек расстреляли за военные преступления. В их числе – и Квислинга. Досталось и детям, рожденным норвежскими женщинами от немцев. От таких союзов в рамках немецкой программы по повышению рождаемости "Лебенсборн" на свет появилось около 12 тысяч малышей. Их матерей после войны отправляли в трудовые лагеря, а детей помещали в специальные приюты, где подвергали издевательствам.
"Я родился в 1944 году, а в двухлетнем возрасте меня сдали в приют. В первый же день, как я попал туда, меня раздели догола и ошпарили кипятком", – поделился рожденный от немца Герд Синнов Моен.
Рожденных от немцев детей нередко заставляли маршировать по городу. При этом прохожим разрешалось их оплевывать и даже избивать.
"Когда я пошла в первый класс, одноклассник меня обозвал немецкой проституткой. Никто из нас даже не знал этого слова. Я пришла домой и спросила у мамы, что это", – поделилась Герда Флейстчер.
Лишь в 80-х годах прошлого века в норвежском обществе осторожно заговорили о необходимости реабилитации таких детей. Извинений от правительства за бесчеловечное обращение им пришлось ждать полвека.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.