window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 апреля 2024, 20:30

Как пробиться к сердцу вулкана, не коснувшись горы даже пальцем

Ученые придумали, как пробиться к сердцу вулкана, не коснувшись горы
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Иллюстрация космического мусора
Фото: © Скриншот видео

50 часов записи Нюрнбергского процесса могли быть утрачены навсегда. Несколько десятков лет исторические протоколы хранились на виниле. Около двух тысяч граммофонных пластинок. Специалисты решили их оцифровать, но столкнулись с проблемой – чтобы получился звук, игла должна пройтись по канавкам на виниле, а он от времени стал очень хрупким. 

Как же воспроизвести запись, и не уничтожить весь архив? Зачем российские ученые объявили охоту на водоросли? И каким образом китайцы собираются провести генеральную уборку на орбите, не покидая Землю? Об этом рассказывает программа "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Как воспроизвести запись Нюрнбергского процесса

Как воспроизвести запись Нюрнбергского процесса и сохранить архив, придумал швейцарский радиотехник Оттар Йонсен. Он предложил бесконтактный метод переноса записей – с помощью фотографий.

"Чтобы оцифровать аудиозапись, специалисты сфотографировали винил, а негатив поместили в сканер высокого разрешения. Результат загрузили в программу на компьютере и перевели снимки в звук. Данные о глубине борозды позволяют воспроизвести аудиодорожку в хорошем качестве", – объяснил блогер и обозреватель технологий Мэтью Тейлор.

Как пробиться к сердцу вулкана, не коснувшись горы

Бесконтактные технологии способны не только сохранить историю, но и помочь нам получить невероятно дешёвую и практически бесконечную энергию.

На месте вулкана Крафла на северо-востоке Исландии скоро появится мощная электростанция. В 2026 году спящего исполина собираются пробурить на три километра в глубину – почти до слоя магмы.

Фото: © Скриншот видео

"Тепло Земли – неиссякаемый источник энергии. И мы собираемся использовать его для производства электричества. Вот только чтобы прорубить геотермальную скважину и добраться до нужного слоя – необходимо жаропрочное оборудование. При экстремально высоких давлениях и температуре бур будет постоянно выходить из строя. Его придется поднимать наверх и менять по нескольку раз", – рассказал менеджер проекта по добыче геотермальной энергии Свейнбьерн Холмгейрссон.

Получается, что добыча дешевой энергии обходится не так уж дешево. Не торопитесь с выводами. Как пробиться к сердцу вулкана, не коснувшись горы даже пальцем, придумали в Словакии.

Этот поток плазмы температурой в шесть тысяч градусов проходит через любую породу на глубину 10 километров. Словацкое ноу-хау помогает сэкономить на работах примерно в два раза и забыть о замене бурового долота.

"Мы используем принцип так называемого бесконтактного сверла, которое не может затупиться. А само бурение при этом происходит быстрее и мягче даже в самых твердых породах. Плазма прижигает скважину по ходу движения. А струя воды поднимает все мелкие осколки по трубе наверх. Такое бурение можно использовать на любой глубине", – поделился генеральный директор компании – разработчика технологии бесконтактного плазменного бурения Игорь Кочиш.

Фото: © Скриншот видео

Познание океана с помощью звуковых волн

Бесконтактным способом умеют не только бурить скважины. Заглянуть на глубину Черного моря и увидеть его дно, можно даже не ныряя в воду. Это доказали биологи из Севастополя.

Карту распространения цистозиры бородатой в акватории крымского Карадагского заповедника составляли биологи. Чем же так заинтересовала ученых неприметная водоросль? Дело в том, что это растение уникальное. Мало того, что его применяют для заживления ран и ожогов, так еще оказалось, что цистозира – эффективный природный фильтр. Она поглощает токсичные отходы, которые попадают в море, и делает воду намного чище. Это удалось выяснить бесконтактным способом, не погружаясь на глубину. С помощью звуковой волны.

"Зарегистрированный объем водорослей показан черными пятнами. Здесь мы видим, где очень маленький диаметр пятен, это означает, что здесь не густые водоросли. А густые водоросли мы здесь видим в этих районах. Глубже, чем 10 метров, водоросли практически не встречаются", – рассказал корреспонденту РЕН ТВ старший научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии ФИЦ ИнБЮМ, кандидат географических наук Юрий Артёмов.

Фото: © Скриншот видео

Плюс бесконтактной системы в том, что звуковые импульсы никак не могут навредить водорослям. Сама технология напоминает способность дельфинов благодаря эхосигналу ориентироваться в воде.

"Главный элемент в этой технологии – это акустический датчик, который необходим для того, чтобы издать также зондирующий импульс и принять его, и преобразовать в электрическую энергию, которая может уже регистрироваться в виде набора цифр, которые отражают интенсивность эхосигнала. Вот это мы анализируем уже на компьютере. Микроводоросли мы не увидим, но вот макроводоросли, которые содержат в теле пузырьки, мы видим прекрасно", – продолжил эксперт.

Бесконтактные модули для зарядки электромобилей в Японии

Пока в Крыму исследуют морское дно, в Японии придумали, как на суше зарядить электромобиль бесконтактным способом. Для этого достаточно остановиться на красный сигнал светофора.

Если водитель забыл зарядить транспорт перед дорогой, то выходов остается немного – либо толкать электромобиль до станции зарядки, либо вызывать эвакуатор. В Японии владельцев электрокаров спасут сами дороги. Они зарядят машины за считанные секунды без проводов и кабелей.

Фото: © Скриншот видео

Такие бесконтактные модули вшивают в дорожное полотно у светофоров в пригороде Токио. Это позволяет электрокарам заряжаться на ходу или пока водители ждут зеленый сигнал.

"Рядом с задними колесами электромобиля находятся устройства – приемники энергии. Машине достаточно проехать над зарядными модулями на скорости 15 км/ч или просто постоять над ними. 10 секунд такой зарядки хватит на километр пути – как раз до следующего светофора", – пояснил декан инженерной школы Токийского университета Тацуя Окубо.

Японские разработчики пока только испытывают беспроводные зарядки электрокаров. И у этой технологии уже есть ряд минусов. Для монтажа модулей требуется специальный бетон, в будущем ремонт таких дорог вряд ли будет бюджетным. Да и придется постоянно стоять в пробке на светофоре, чтобы подзарядиться в долгую поездку.

Зарядка дрона в воздухе

Аккумулятор дрона тоже не нужно подключать к розетке. Он заряжается прямо в воздухе от линии электропередачи. Беспроводную технологию разработали саратовские инженеры. Они оборудовали на крыльях беспилотника электромагнитные катушки, а между витками разместили так называемый эластичный ферромагнетик. Этот материал обладает высокой магнитной проницаемостью и увеличивает напряжение на концах катушки. Она улавливает ток от линии электропередачи и передает его в аккумулятор.

Фото: © Скриншот видео

"У нас есть источник электроэнергии очень мощный, это высоковольтные линии электропередач. По ним распространяются токи размером от 100 ампер и выше. Эти токи создают достаточно сильное магнитное поле, связываясь с которым дрон в полете мог бы осуществлять подзарядку батареи. Уже на расстоянии двух метров можно получить такое напряжение, которого достаточно", – поделился ведущий разработчик проекта, профессор кафедры "Электроэнергетика и электротехника" СГТУ им. Ю. А. Гагарина, доктор технических наук Борис Сивяков.

Как очистить космос от мусора

Бесконтактные технологии готовы помочь человеку даже в космосе. Например, очистить орбиту от мусора – вышедших из строя спутников и других аппаратов. Перемещать летающие обломки на орбите можно будет прямо с Земли.

Чтобы избавиться от обломков с расстояния в сотни тысяч километров, астрофизики будут выпускать в космос плазменные кольца. Заряженные частицы, из которых и состоит плазма, создадут магнитное поле, и оно начнет притягивать к себе мусор.

Фото: © Скриншот видео

"Обычно сила магнитного поля быстро падает по мере увеличения расстояния между источником и объектом. Но мы смогли удерживать ее благодаря так называемой коаксиальной пушке. Это устройство посылает на космические объекты плазменные кольца со скоростью 10 километров в секунду. Когда сила магнитного поля захватит обломки, с земли мусор можно будет отвести подальше от спутников и МКС", – рассказал генеральный директор Центра космического права Китайской национальной космической администрации Ли Шоупин.

Пока китайцы представили только проект плазменной пушки. Но если она действительно будет работать на таком расстоянии, то в будущем мы сможем не только убирать космос. Кто знает, может, плазменными лучами нам удастся с Земли бурить скважины на звездах и получать действительно нескончаемую энергию.

О самых невероятных достижениях прогресса, открытиях ученых, инновациях, способных изменить будущее человечества, смотрите в программе "Наука и техника" с ведущим Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1207399 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1207399')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1207399", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1207399', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1207399(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1207399(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })