window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 апреля 2024, 20:22

"Дети были в позе эмбриона": история страшной трагедии на горе Худ

История трагической гибели американских школьников на горе Худ
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Альпинисты во время восхождения
Фото: © Global Look Press/mk9/ZUMApress.com/

Каждый год ученики и преподаватели Орегонской епископальной школы в Портленде собираются, чтобы почтить память погибших во время восхождения на гору Худ. Малоизвестная трагедия, которая произошла в 1986 году, стала одной из самых массовых в истории американского альпинизма. Она унесла жизни семерых школьников и двух преподавателей. Этот поход к вершине должен был сплотить ребят и научить их взаимовыручке. 

Что произошло при восхождении на вершину почти сорок лет назад? Почему специалисты во всем винят священника, который вел группу? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Легкое восхождение

Гору Худ в штате Орегон США обожают начинающие альпинисты. Она пологая, рельеф простой. Новички без особого риска здесь учатся основам опасного спорта. Но мало кто знает, что это – остывший вулкан. И время от времени Худ показывает свой неистовый характер.

Туда и обратно за 12 часов. Столько времени группа старшеклассников Епископальной школы планировала потратить, чтобы подняться на вершину – она находится на отметке 3429 метров, – и вернуться на альпинистскую базу.

"Планы были вполне обычные, то есть программа епископальной школы включала в себя однодневный поход, который должен был сплотить, способствовать командному духу", – говорит путешественник Евгений Андросов.

Экспедиция должна была научить школьников взаимовыручке в экстремальных ситуациях. Не настоящих, конечно. Теоретических. Но опасная ситуация произошла на самом деле неожиданно для всех. Всё случилось 11 мая 1986 года.

Фото: © Скриншот видео

"Это не была такая непродуманная история. Школьников готовили за несколько месяцев, им преподавали, как себя вести в ситуации, учили пользоваться страховкой, всем прочим техническим премудростям, и в любой ситуации это должно было закончиться вполне благополучно. Сходили на гору и вернулись, в общем, такие походы практикуются у школьников по всему миру", – утверждает путешественник.

Состав группы

Их было 20. Руководитель экспедиции священник Томас Гоман, декан школы Мэрион Хорвелл, мать одной из старшеклассниц, инструктор, гид и 15 учеников. Казалось, для подобного лёгкого восхождения – обычная команда. Но были некоторые нюансы.

"Самому младшему школьнику было 15 лет, самому старшему было 19 лет. Из группы в экспедиции участвовала декан, которая не обладала навыками скалолазания. Среди участников была молодая девочка, которая на один глаз не видела, была слепа, но тем не менее ее желание было так велико, что ее никто не пытался разубедить в столь тяжелом восхождении", – объяснила кандидат медицинских наук Амина Кибишева.

Лидер группы – Томас Гоман, – преподавал детям этику, философию и математику. Он увлекался альпинизмом на любительском уровне, что, конечно, выделяло его на фоне других священнослужителей. Впрочем, как и характер Гомана. 

Фото: © Скриншот видео

"У него был один существенный и важный недостаток. Он был безрассуден в своих желаниях и в своем желании покорить этот старый вулкан, но мы знаем, что даже в хороших условиях погодных восхождение на такую высоту предполагает определенные навыки и адаптацию организма в условиях пониженного атмосферного давления и гипоксии", – продолжает эксперт.

Ученики просили вернуться назад

И именно это и привело к трагедии. Гоман знал метеорологическую сводку. В сообщении о погоде на ближайшее время указывалось: будет сильная метель. Но священник решил, что на все воля Бога и в три часа ночи дал группе команду – начать подъем.

На рассвете одна школьница – та, которая шла вместе с мамой – пожаловалась на боли в животе. Еще у одной девочки начались судороги. Та, что имела проблемы со зрением – ничего не видела из-за яркого солнечного света, который отражался от снега. Гоман распорядился, чтобы самые старшие ученики проводили тех, кому стало плохо, на базу: так группа лишилась наиболее сильных участников. 

Фото: © Скриншот видео

"В результате они закончили маршрут раньше, ушли назад, что, собственно, их и спасло. Они остались живы. А группа упорно продолжала движение вперед и не смогла достичь вершины", – пояснил путешественник.

Из 20 стартовавших осталось 13. Ученики поняли, что лёгкой прогулки не выйдет. Они просили Томаса Гомана прервать поход. Кто-то говорил о жутком предчувствии, и оно сбылось.

"Через два-три часа началась настоящая буря, один из школьников стал страдать от переохлаждения, его товарищи попытались его согреть. Если бы они сразу начали спуск вниз всей группой, то скорее всего все закончилось бы благополучно, но они теряли время на, казалось бы, логичные поступки", – продолжает рассказ Евгений Андросов.

"Горы любят смелых"

Шторм, надвигавшийся с Тихого океана, стремительно набирал силу. Но даже в таких условиях еще можно было спуститься вниз. Однако Томас Гоман упрямился и говорил, что горы любят смелых. Вскоре большая часть участников похода едва не угодила в огромную трещину – ее не было видно из-за снега. Наступил вечер. Сориентироваться в бурю стало невозможно. Гоман выкопал в снегу укрытие для детей. Там они пытались растирать друг другу ладони, сидели вплотную – чтобы хоть немного согреться.

"Хотя это тоже не сильно спасало от холода, то есть это, может быть, спасало от ветра, но в условиях высокой влажности, промозглости, этот холод пронизывает буквально до костей, и если нет огня, если недостаточно теплая одежда, то выжить практически невозможно", – утверждает путешественник. 

Фото: © Скриншот видео

Детям становилось хуже. Некоторые стали бредить. Гора уже никому не казалась такой простой и красивой, как еще буквально несколько часов назад.

"У многих началась клаустрофобия, сердцебиение, одышка, тахикардия, панические атаки, страх перед неизведанным. Это все результат воздействия в неблагоприятных условиях, и происходят и психические, и биологические, и физиологические изменения в ответ на неблагоприятные условия для человека, к которым он не адаптирован", – рассказывает Амина Кибишева.

Спасательная операция

Утром следующего дня Томас Гоман попытался пересчитать детей, но не смог. Стало понятно, что на работе мозга сказался недостаток кислорода. Инструктор Ральф Саммерс принял решение отправиться за подмогой. Одна из старшеклассниц вызвалась идти с ним. Они чудом дошли до альпинистской базы и спаслись.

"Спасательная операция началась в 5 часов утра, то есть группа практически всю ночь провела в холоде в пещере или возле нее. И быстро нашли достаточно трех мертвых школьников, они были в позе эмбриона, пытаясь согреться, но тем не менее, не помогло. А пещеру искали достаточно долго, и когда нашли, практически все были мертвы, только двое подавали признаки жизни, их удалось спасти. Все остальные, находившиеся там, погибли", – поделился Евгений Андросов. 

Фото: © Скриншот видео

Кто виновен в трагедии?

Самых лучших экспертов по альпинизму попросили помочь следователям выяснить – могли ли дети спастись, и кто виновен в их гибели. Но все было очевидно. Спастись могли. Еще до начала похода. И несколько раз уже в процессе. Виновен священник Томас Гоман. С тех пор епископальная школа больше не практикует ежегодные восхождения на гору Худ.

Среди американских альпинистов после трагедии появилась поговорка: "Худ дорого берет за беспечность". Но на самом деле, говорят профессионалы, дело не в том, какая гора. Дело в том, кто ведет в гору. И упрямство одного – может стоить жизни многим. Даже там, где все кажется таким спокойным и беспечным – как на подножье спящего вулкана Худ.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1206918 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1206918')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1206918", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1206918', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1206918(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1206918(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })