window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
28 ноября 2023, 16:44

"Питбуль и "Уран-6": какие преимущества дают российские роботы-саперы

Эксперт Дидык назвал преимущества робота-сапера "Питбуль" в боях
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Применение робота "Уран-6" в рамках спецоперации
Фото: © Скриншот видео

Боевые действия на Украине доказали эффективность ударных беспилотников. Даже один солдат может выйти победителем из схватки с целым подразделением или тяжелой техникой. Масштабные прорывы фронта уходят в прошлое. В современном бою никакая массированная атака не может быть неожиданной – средства разведки и поражения могут обнаружить и остановить танковую колонну противника. А на зачистку территории после боя отправляют роботов – под управлением оператора они обезвредят мины и неразорвавшиеся снаряды быстрее, чем инженерно-саперное отделение.

Как в современных боевых действиях один солдат может остановить танковый прорыв линии фронта? Как дроны заменяют целые подразделения? В каких боевых роботах уже применяется искусственный интеллект? И можно ли доверять ему на поле боя? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Эффективность летающих снарядов 

Группа российского спецназа уходит на задание. Не приближаясь к позициям противника вплотную, один из бойцов снаряжает беспилотник боеприпасами и поднимает в воздух. Дрон зависает над окопами украинских военных. Прицеливается и сбрасывает гранаты. Вот так, даже не вступая в прямой огневой контакт, можно ликвидировать сразу несколько бойцов ВСУ.

А вот FPV-дроны на полях СВО и вовсе опровергло поговорку о том, что один в поле не воин. Операторы таких беспилотников сожгли сотни боевых машин по всей линии соприкосновения и отправили на дно десятки лодок националистов на херсонском направлении.

Эффективность летающих снарядов очевидна, и эксперты уже не раз говорили о необходимости создания отдельной воинской специальности и разработке учебного стандарта для подготовки операторов, управляющих дронами от первого лица.

Фото: © Скриншот видео

"Дроны – это абсолютно новое слово военной науки. До этого они нигде так не применялись. Это можно сравнить с появлением танков в Первую мировую войну – примерно та же ситуация сейчас с дронами", – говорит историк Александр Кобринский.

В чем преимущества российского беспилотника "Охотник" 

Лидер в боевой беспилотной авиации – армия США. Ударный дрон Reaper (что в переводе означает "жнец") способен нести поистине смертоносный ракетно-бомбовый арсенал. Впрочем, автономность аппарата спорна: оружием все равно управляет оператор.

А вот российский тяжелый беспилотник "Охотник" создан с применением искусственного интеллекта. Сейчас он проходит испытания. По некоторым данным, дрон может лететь и применять вооружение по заранее заданным алгоритмам.

Кроме того, "Охотника" уже научили действовать в связке с истребителем пятого поколения. Летчик Су-57 может выдавать беспилотнику цели и контролировать их поражение.

Фото: © Скриншот видео

"Беспилотник заходит в ту зону, где есть ПВО. Даже если собьют, то это только потеря техники, люди не теряются. Он может нести на себе и ракеты "воздух-земля", и управляемые бомбы, и неуправляемые бомбы. Очень широкого спектра машина", – подчеркнул историк.

Применение робота "Уран-6" в рамках спецоперации 

Беспилотные технологии позволяют одному небольшому дрону вывести из строя не только танк или гаубицу, но и целый корабль. Еще летом Украина заявляла о создании собственного флота морских беспилотников "Микола". Впрочем, от украинского там лишь название. Донором для Миколы стал американский MANTAS.

А вот российская безэкипажная машина разминирования – полностью отечественная разработка. Робот "Уран-6" уже несколько лет стоит на вооружении российской армии, а сейчас проходит службу в Донбассе – земля здесь буквально нашпигована боеприпасами. 

Фото: © Скриншот видео

Связь между пультом управления и роботом идет по радиоканалу. Оператор выбирает направление движения и скорость вращения роторов разминирования. Они буквально перепахивают взрывные устройства, которые оказываются на пути "Урана".

Уникальность робота-сапера "Путбуль"

Для разминирования в городских условиях необходимы компактные роботы. Производят таких саперов в подмосковном Солнечногорске. Здесь же ведется сборка среднеразмерного робота, способного работать в замкнутых помещениях. За цепкую хватку манипулятора он получил название "Питбуль".

"Основное преимущество изделия заключается в том, что соотношение собственной массы и массы перемещаемой приближается к 50%. Такой запас мощности и усилие на схвате дает очень серьезное преимущество. И дает возможность людям работать быстрее", – рассказал директор Солнечногорского электромеханического завода Игорь Дидык.

Фото: © Скриншот видео

Говоря проще, "Питбуль" способен поднимать и перемещать предметы весом несколько десятков килограммов.

"Изготовление робота-сапера состоит из нескольких этапов. Автоматика берет на себя до 30% производства. Например, изготовление деталей корпуса происходит на станке с программным управлением, что повышает скорость и точность работы", – подчеркнул ведущий "Совбеза" Игорь Шевчук.

А вот детали манипулятора собирают вручную. Так же, как и электронный мозг "Питбуля", он напичкан различными чипами и микросхемами.

"В лаборатории происходит микромонтаж плат. Они отвечают за управление роботом. Полуавтоматическая система позволяет выполнять ювелирную работу, исключая любые возможные ошибки", – говорит ведущий программы.

Фото: © Скриншот видео

Электронная начинка позволяет управлять "Питбулем" как по проводному, так и по радиоканалу. Оператор при этом остается в безопасном месте.

"Это машина, которая выполняет дистанционно задачи, которые ей задает человек. Машина может многое выполнить, но все-таки последнее слово остается за человеком", – отметил директор завода.

Робот способен выполнять задачи как в арктических широтах, так и на экваторе. Испытания на прочность "Питбуль" проходит еще на заводе.

"Машины разминирования должны работать при любых погодных условиях. Для этого механические части и электронику покрывают специальным составом. Испытания проводят в климатической камере. Температура здесь – 40 градусов. Робот подвижен, манипулятор работает, это значит, что он прошел проверку на устойчивость к холоду", – рассказал Шевчук. 

Фото: © Скриншот видео

Дальше ходовые испытания. "Питбуль" может забраться на возвышенность под углом в 45 градусов. Тормозная система не даст скатиться. А это значит, что робот будет работать даже в самых стесненных условиях.

"Робот-сапер оснащен девятью камерами, две из которых инфракрасные – для работы в темноте. Машина обладает повышенной проходимостью, в режиме шагания преодолевает даже лестничные марши. Оператор может управлять роботом, находясь на удалении более одного километра", – подчеркнул ведущий "Совбеза". 

Роботы "Уран-9", способные заменить человека 

В арсенале российской армии есть и боевые роботы, способные в ходе сражения полностью заменить человека. В автономном режиме "Уран-9", используя алгоритмы искусственного интеллекта, может двигаться по заданному маршруту, искать и поражать цели. Но при необходимости оператор может перевести робота и на полностью ручное управление. Машина улавливает сигнал от станции на расстоянии трех километров.

Фото: © Скриншот видео

"Уран-9" – это беспилотный аппарат для разведки, наступательных действий, поддержки штурмовой группы. Он оснащен пушкой 30 мм, пулеметами 12,7 калибра, противотанковыми ракетами, дымовыми завесами", – рассказал Кобринский.

Похожий роботехнический комплекс разрабатывается и в США, но пока 10-тонная гусеничная машина "Пила" проходит испытания и не закупается Пентагоном. По периметру боевой модуль обвешан камерами. Кроме вооружения, может нести разведывательный коптер. Но российскому "Урану" американский робот уступает в дальности действия. Устойчивая связь с оператором возможна лишь на удалении до километра.  

Концепция "солдат будущего" для сбережения живой силы 

Умное оружие и ставка на тактику малых боевых групп изменила философию современных военных действий. Те же США внедряют в войска концепцию "солдата будущего". Экипировка превращает такого бойца едва ли не в киборга. Динамический бронежилет, системы дополненной реальности, встроенные в шлем, и цифровые системы управления позволяют действовать даже в одиночку.

Фото: © Скриншот видео

"Концепция "солдат будущего" заключается, на мой взгляд, в том, чтобы максимально обезопасить солдата и чтобы была возможность контроля за его состоянием во время боя – был ли он ранен, может, плохо себя почувствовал. То есть это максимальное сбережение живой силы", – пояснил историк. 

В российской армии концепция "универсального солдата" нашла отражение в комплексе экипировки "Ратник". Система разведки и связи с помощью планшета дают возможность в режиме реального времени управлять боем и передавать координаты целей артиллерии.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1166381 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1166381')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1166381", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1166381', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1166381(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1166381(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })