window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 ноября 2023, 13:03

Медведь с балалайкой и самогоном: кто создал миф о русском пьянстве

Историк Московский рассказал, как в России появились вытрезвители
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Руки с рюмками на фоне медведя
Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

"Русские много пьют" – классический западный стереотип. Примерно такой же, как про медведей, разгуливающих по улицам. Однако даже аналитики американского ЦРУ признали, что к самым пьющим странам Россия не относится. В составленном ими рейтинге наша страна на 56-м месте. Отчет Всемирной организации здравоохранения подтверждает: по потреблению алкоголя мы даже не во втором десятке.

Откуда же пошел миф о русском пьянстве? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Самые пьющие страны по версии ЦРУ

По данным аналитиков ЦРУ, самая пьющая страна в мире – Острова Кука, самоуправляемое государство в составе Новой Зеландии. Здесь каждый житель в среднем потребляет 13 литров чистого алкоголя в год. В пятерке самых пьющих стран также оказались Латвия, Литва, Чехия и Австрия. А вот нашу страну вопреки стереотипам пьющей не назовешь. Кто же придумал миф о нетрезвой России?

"Мы почему-то привыкли, Россия – страна жутко пьющая, потребляющая массу алкоголя. На эту тему сняты фильмы, соответствующая бравада, мол, вот мы сколько можем выпить. Приезжая за рубеж, все на тебя смотрят как на потенциального потребителя не меньше двух литров водки", – рассказал историк, социолог старший преподаватель МПГУ Юрий Московский.

Как появились стереотипы о русском пьянстве

Стереотип о вечно пьющей России уходит корнями в "Повесть временных лет". По преданию, когда князь Владимир выбирал веру для языческой Руси, он отказался принимать ислам, заявив: "Руси есть веселие пити". Эта крылатая фраза часто расценивается как доказательство того, что на Руси якобы пили поголовно и испокон веков. Но это не так.

Во-первых, гнать крепкие хмельные напитки в те времена славяне не умели. Во-вторых, заморские вина стоили дорого и были по карману только знати. Поэтому обильными возлияниями сопровождались в основном пиры князей с дружинниками. А вот смердам и ремесленникам пьянствовать было некогда. Простой люд пил исключительно по праздникам, да и то слабоалкогольные напитки.

Фото: © Скриншот видео

"Пиво и квас были где-то три градуса, максимум шесть. Поэтому это были очень-очень слабые алкогольные напитки. Ни о какой водке, ни о каких крепких спиртных напитках тогда и речи не шло", – рассказала писательница, историк Екатерина Мишаненкова.

Кто завез в Россию водку

С крепким спиртным русский народ познакомили генуэзские послы. В 1386 году дипломаты презентовали князю Дмитрию Донскому дистиллированный спирт.

"Очень быстро процесс был освоен, причем на всей территории как Великого княжества Московского, так и Великого княжества Литовского-Русского и Польши. И началась гонка крепко содержащих алкогольных напитков, в частности того, что ныне принято называть водкой", – отметил историк.

В ту эпоху водку называли хлебным вином и подавали сначала в корчмах, а затем в государевых кабаках. Первый кабак открыл для своих опричников Иван Грозный. Он же запретил свободную торговлю водкой в Москве – в царевых питейных заведениях продавали только казенный алкоголь, с продажи которого в казну шел откуп. Алкогольные откупы росли в основном за счет зажиточного населения. Простолюдинам по кабакам ходить было дорого, да и некогда.

Фото: © Скриншот видео

"Там как раз собирались и тогдашние наемники, и дворяне, и купцы, и стрельцы. Пили довольно много, и Иван Грозный даже вынужден был принимать экстренные меры. Он издал указ, что, если кто-то из стрельцов очень сильно напьется, его надо пороть", – говорит Московский.

"Медаль за пьянство"

Ситуация изменилась при Петре I. С одной стороны, государь пытался бороться с алкоголизацией империи. Он даже учредил "медаль за пьянство" – семикилограммовое ярмо, которое в наказание вешали на шею самым злостным пропойцам. С другой стороны, Петр не хотел терять доходов от торговли спиртным и открыл в России многочисленные казенные трактиры.

Не прочь выпить был и сам государь-император. Иностранные послы с ужасом вспоминали его пиры, во время которых многие из гостей не выдерживали и валились под столы. Именно по рассказам иностранцев на Западе и судили о русском пьянстве.

В то же время простой народ по-прежнему употреблял умеренно. Дело в том, что более 70 процентов населения империи составляли крестьяне. А кабаков в селах до отмены крепостного права не было.

Фото: © Скриншот видео

Как появились первые вытрезвители

Реальной проблемой алкоголизация России стала только к концу XIX века. Во-первых, из-за акцизной реформы спиртное резко подешевело. Во-вторых, в стране шла индустриализация и крестьяне начали массово переезжать в города.

"Начал формироваться рабочий класс, и получилось, что в городах оказалось очень много людей, выходцев из деревни. То есть людей малообразованных, оторванных от родных корней, оказавшихся в городе в этой скученности. Не знающих, чем себя занять, и при этом получающих очень неплохую зарплату. Действительно, у них не было других развлечений, кроме беспробудного пьянства", – рассказала Мишаненкова.

В 1898 году в Москве открыли первые станции скорой медицинской помощи. Они функционировали при полицейских участках. Любопытно, что кареты скорой в первую очередь отправляли только к людям, находящимся "в бесчувствии", то есть пьяным. Такие вызовы составляли примерно треть от всего числа обращений.

Вскоре властям стало ясно, что станции скорой помощи не справляются с таким наплывом нетрезвых граждан. И в начале ХХ века в России появились первые вытрезвители: в Киеве, Саратове, Ярославле и Туле. Самая тяжелая работа была у фельдшеров тульского вытрезвителя, который назвали "приютом для опьяневших".  

Фото: © Скриншот видео

"О масштабах можно сказать так, что ежегодно тульский вытрезвитель посещали около трех тысяч человек. На 120-тысячный город, в котором женщины и дети, можете сами посчитать сколько", – отметил эксперт.  

Борьба с пьянством в царской России и при большевиках

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Николай II организовал в стране масштабную антиалкогольную кампанию. Император полностью запретил продажу спиртных напитков, включая даже вино и пиво. Но благие намерения возымели обратный эффект.

"Началось массовое самогоноварение, и в том числе варили так называемую ханку из спирта. Знаменитая ханка, которая пошла где-то примерно массово с 16-го года. То есть пьянства и алкоголизма в результате стало больше", – сказал Московский.

Антиалкогольную кампанию Николая II продолжили большевики. Сразу после прихода к власти Петроградский реввоенсовет издал приказ о запрете производства алкоголя до особого распоряжения. Правда, уже в 1925 году этот запрет отменили.

Фото: © Скриншот видео

"Правительство подсчитало, во сколько ему это обошлось, и стало ясно, что слишком дорого государству обходится трезвость населения. На все тех же акцизах зарабатывали слишком много", – заметила Мишаненкова.

В 30-х годах советские власти возобновили работу вытрезвителей. Первое такое учреждение открылось в Ленинграде, на улице Марата.

"Ездила по улицам специальная машина. Подбирали пьяных, привозили в вытрезвитель. Там их отправляли под холодный душ, потом в постель, фельдшеры могли налить горячего чайку", – сказала эксперт.

Ночлег в вытрезвителе влетал советским гражданам в копеечку. После выписки человеку выдавали квитанцию на оплату услуг – в разных городах тарифы варьировались от 25 до 35 рублей. Это четверть средней советской зарплаты.

Фото: © Скриншот видео

Есть ли вытрезвители в современной России

Советские вытрезвители не закрывались даже во время антиалкогольных кампаний. Более того, число их пациентов только росло. По все той же причине – из-за всплеска самогоноварения, а также потребления убойных суррогатов. После распада СССР число вытрезвителей в постсоветских странах начало сокращаться.

В России последние медвытрезвители закрылись в 2011 году. Это решение вызвало острую критику со стороны медиков.

"Забота об алкоголиках легла на плечи и так перегруженной скорой помощи. И вроде как эту старую добрую советскую практику стали снова применять", – сказала Мишаненкова.

В 2020 году Госдума приняла закон, по которому региональные власти получили право открывать вытрезвители на основе государственно-частного партнерства. Сегодня такие учреждения действуют во многих городах России. Как и в советское время, у правоохранителей есть полномочия принудительно доставлять в платные вытрезвители нетрезвых граждан.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1158491 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1158491')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1158491', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1158491', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1158491(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1158491(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })