window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
27 сентября 2023, 16:42

Пустые города-призраки: где единственный житель был мэром и дворником

Блогер Быханов рассказал о "русской Атлантиде"
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Плимут – бывшая столица британской заморской территории Монтсеррат в Карибском море.
Фото: © Скриншот видео

Как вам идея купить целый город? Именно так поступил американский предприниматель Брент Андервуд. Калифорнийский Серро-Гордо с 22 зданиями и 145 гектарами земли обошелся ему по нашим деньгам в 80 миллионов рублей. Правда, пока единственный житель города – сам Брент Андервуд. Он надеется превратить это место в процветающий курорт.

Серро-Гордо был основан в 1865 году шахтерами. Тогда он был центром добычи серебра на западе Соединенных Штатов. Теперь это город-призрак. Примеров заброшенных городов по всему миру множество. О них рассказывает программа "Неизвестная история" на РЕН ТВ.

Единственный город в США с одним жителем

Серро-Гордо – не единственный город-призрак, который ушел с молотка. 

"Дамы и господа, делаем ставки! Сто тысяч долларов – раз!" – призывает мужчина. 

В 2012 году в штате Вайоминг продали городок Буфорд. На аукцион поселение выставил его единственный житель Дон Сэммонс. Он же работал в Буфорде одновременно мэром, дворником, заправщиком и продавцом местного магазина. 

"В 1866 году здесь строили трансконтинентальную железную дорогу. И Буфорд основали как форт для защиты рабочих. В те времена жизнь тут била ключом", – признается Дон Сэммонс, житель Буфорда. 

Когда дорогу достроили, нужда в рабочих руках отпала и форт постепенно опустел. В 21-м веке Буфорд стал единственным в США городом с населением один человек. 

Фото: © Скриншот видео

"Я прожил тут около 30 лет и немного устал. Мне пора на пенсию. Я хочу двигаться дальше, заниматься чем-то еще", – сообщает Сэммонс. 

Объявление Сэммонса о продаже Буфорда вызвало бурный ажиотаж не только в США. Недвижимым лотом заинтересовались покупатели из 84 стран. Торги шли всего 15 минут. В итоге город-призрак достался двоим предпринимателям из Вьетнама за 900 тысяч долларов. 

Баннак – бывший город с золотыми приисками

Заброшенные города – одна из характерных реалий США. В Америке десятки, а то и сотни поселений-призраков. В этом году урбанист Кайзер Глик обнаружил в Иллинойсе затерянный городок, о существовании которого не подозревали даже жители соседних ферм. 

"Люди как будто бежали отсюда в спешке. Бросили имущество. Смотрите, сколько тут хлама. Оставили даже трактор", – говорит блогер. 

Многие города-призраки появились в США во времена золотой лихорадки. Старатели строили поселения рядом с приисками, а когда рудники истощались, городки становились никому не нужными. Яркий пример – город Баннак в Монтане. Его основали в 1862 году, когда в местном ручье Грассхоппер-Крик обнаружили золотой самородок. Сегодня Баннак – национальный памятник, где каждый год проходит историческая реконструкция. 

Фото: © Скриншот видео

"Добро пожаловать в Баннак! Сегодня мы отправимся в путешествие во времени на дикий запад с индейцами, ковбоями и грабителями банков!" – говорят люди, принимающие участие в реконструкциях. 

Во времена золотой лихорадки в Баннаке жили около десяти тысяч человек. Здесь работали гостиницы, пекарни, кузницы, мясные рынки, бакалейные лавки, рестораны и салуны. Золото с приисков текло рекой, поэтому вскоре в окрестностях Баннака начала орудовать банда грабителей. 

"Я должен наведаться в свой тайник, чтобы спрятать этот самородок. Хранить золото дома опасно, грабители могут нагрянуть в любой момент! Парни, мы взяли неплохой куш! Забираем золото и уходим! " – с иронией говорит один из реконструкторов.  

По одной из версий, бандой руководил шериф Баннака – Генри Пламмер. В 1864 году его схватили и линчевали – без суда и следствия. 

"Однако потом жители стали сомневаться: а не зря ли они повесили Генри Пламмера. Возможно, он не виноват. И поэтому был посмертный суд, где присяжные разделились шесть на шесть. Если бы Генри Пламмер был живой, в таком случае его бы отпустили на волю. В итоге начались волнения, и в городе на домах стали появляться надписи кровью, что, возможно, Генри Пламмер не виноват", – объясняет журналист и публицист Алексей Бегешев. 

Самые суеверные старатели решили, что в Баннаке появился призрак шерифа. И в страхе бежали из городка, а когда запасы местных рудников иссякли, Баннак покинули и остальные золотодобытчики. Население города резко сократилось, экономика пришла в упадок. 

"Последние жители покинули город в 1970-х годах, однако перед этим в 1961 году им удалось убедить власть и сделать район Баннака историческим памятником", – рассказывает Алексей Бегешев. 

Британский Плимут, разрушенный вулканом

Экономический или промышленный спад – не единственные причины, по которым появляются заброшенные города. Часто поселения-призраки возникают из-за стихийных бедствий. 

Так сегодня выглядит Плимут – бывшая столица британской заморской территории Монтсеррат в Карибском море. В 1995 году на острове проснулся вулкан Суфриер-Хилс. Пепел накрыл город, людей спешно эвакуировали. Через несколько месяцев власти разрешили жителям вернуться в свои дома, и это было большой ошибкой. Спустя два года произошло новое, еще более разрушительное извержение. Погибли 19 человек. 

Фото: © Скриншот видео

"Тогда город был уничтожен на 80 процентов, а улицы лежали под пеплом толщиной в полтора метра. Пиропластический материал очень вязкий, для того чтобы очистить улицы от него, требовались взрывчатка, бульдозеры и другие средства. Это все было очень затратно", – объясняет Бегешев. 

Поэтому Британия решила не восстанавливать Плимут. Всех его жителей вновь эвакуировали, на этот раз навсегда. 

Французский Орадур-сюр-Глан – памятник жуткой трагедии Второй мировой войны

А это все, что осталось от французского поселения Орадур-сюр-Глан. Его разрушенные дома напоминают сегодня об одной из самых жутких трагедий Второй мировой войны. 

"10 июня 1944 года жителей Орадур-сюр-Глан казнили эсэсовцы. Жертвами массовой расправы стали 643 человека, среди них – более двухсот детей. Это жуткое место, оно просто давит на вас своей атмосферой", – говорит путешественница и блогер Кибара Чавез. 

Немцы устроили резню в отместку за казнь штурмбаннфюрера СС Гельмута Кемпфе. Он был одним из командиров танковой дивизии "Райх", которая дислоцировалась недалеко от Орадур-сюр-Глан. 

Фото: © Скриншот видео

Бойцы французского сопротивления похитили Кемпфе, судили и приговорили к смерти. Когда эсэсовцы узнали, что их командир убит, деревню оцепили, всех ее жителей согнали на площадь, затем мужчин заперли в амбарах, а женщин и детей в церкви. 

"Как рассказывал один из уцелевших в этой резне, мужчинам стреляли по ногам, чтобы обездвижить их. Затем обливали бензином и поджигали. Подожгли и церковь. А женщин и детей, которые пытались выбраться оттуда через окна, уничтожали шквальным пулеметным огнем", – рассказывает Чавез. 

После войны французские власти решили не восстанавливать Орадур-сюр-Глан. По распоряжению президента Шарля де Голля, здесь открыли мемориальный комплекс. 

Заброшенный город в России

Города-призраки есть и в России. Один из них – Молога – бывшая столица Моложского княжества, а в дальнейшем – процветающий уездный город Ярославской губернии. Поселение находилось у слияния реки Мологи с Волгой. 

В сентябре 1935 года советские власти решили построить здесь два крупных гидроузла – Рыбинский и Угличский. По проекту Молога попадала в зону затопления. Жителей начали переселять вместе с домами, которые разбирали по бревнам и сплавляли по реке. Самые высокие строения – церкви – снесли, чтобы в дальнейшем они не мешали судоходству. 

"13 апреля 1941 года был перекрыт последний проем плотины. Воды Волги, Шексны и Мологи стали выходить из берегов и затапливать территорию, образуя огромное Рыбинское водохранилище, созданное руками человека", – объясняет блогер Сергей Быханов. 

Фото: © Скриншот видео

Вместе с Мологой на дне водохранилища оказались еще около семисот деревень. В засушливые годы, когда Рыбинское море мелеет, сквозь толщу воды можно разглядеть мощеные улицы, очертания фундаментов и разрушенных строений. 

"Прямо подо мной сейчас русская Атлантида, город-призрак Молога. Когда-то здесь была жизнь, а теперь волны. Народная молва несет страшную историю: что 294 человека добровольно остались в своих домах и были заживо погребены под этой толщей воды", – делится историей Быханов. 

Китайская уменьшенная копия Парижа, ставшая никому ненужной

А этот город-призрак возник из-за непомерных амбиций. В 2007 году власти китайской провинции Чжэцзян решили построить уменьшенную копию Парижа – с Елисейскими полями и Эйфелевой башней. Так появился Тяньдученг – город, который должны были заселить миллионеры. 

"В Тяньдученге есть немало роскошных зданий, где арендная плата за апартаменты достигает 500 евро в месяц", – рассказывает публицист Маттео Мартино. 

Фото: © Скриншот видео

Вложения в китайский Париж не оправдались. Богачи не спешили переселяться в Тяньдученг из-за его удаленности от крупных бизнес-центров и слабой инфраструктуры. В итоге застройщикам удалось продать около трех процентов жилфонда, в город переехали всего две тысячи человек. 

Впрочем, в последние годы власти пытаются реанимировать этот проект. Снижают цены, разрешают использовать территории для сельскохозяйственных нужд. В 2017-м население Тяньдученга выросло до 30 тысяч человек, но для такой территории этого все равно недостаточно – большинство зданий по-прежнему пустуют. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое смотрите в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1145927 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1145927')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1145927", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1145927', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1145927(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1145927(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })