window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
23 августа 2023, 20:00

Авария на АЭС "Фукусима-1": причины и хронология катастрофы

Причины и последствия катастрофы на АЭС "Фукусима-1"
"Фукусима-1" 11 марта 2011 года
Фото: © Global Look Press/z03/ZUMAPRESS.com
Читать ren.tv в

11 марта 2011 года Японию одно за другим потрясли сразу три мощных катаклизма: сильнейшее землетрясение и спровоцированное им цунами привели к аварии на АЭС "Фукусима-1". В результате произошло расплавление активной зоны реакторов сразу на трех энергоблоках. Радиация навсегда отравила почву и воду в близлежащих городах, а около 160 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.

Катастрофа на "Фукусиме-1" хотя и уступила Чернобылю по масштабам последствий, но стала самой страшной аварией на АЭС в XXI веке. О хронологии катастрофы, ее предпосылках и ликвидации последствий – в материале РЕН ТВ. 

Хронология катастрофы

Днем 11 марта 2011 года в водах Тихого океана к северо-востоку от Токио произошло землетрясение магнитудой 9, которое получило официальное название "Великое землетрясение Восточной Японии".

Подземные толчки, позже признанные самыми мощными в Японии за всю историю современных наблюдений, спровоцировали цунами. Волны высотой 3040 метров сносили дома, автомобили и даже самолеты в местных аэропортах. Наиболее серьезно пострадали Минамисанрику, Сендай и город Ямада префектуры Иватэ, который был разрушен полностью. Согласно данным Национального полицейского агентства, в результате землетрясения и цунами погибли 15 893 человека, 2553 до сих пор числятся пропавшими без вести.

Фото: © Global Look Press/Koichiri Tezuka/ZUMAPRESS.com

Атомная электростанция "Фукусима-1" расположена в городе Окума в префектуре Фукусима на восточном побережье Японии. От города Сендай ее отделяет всего 95 километров. Системы АЭС приняли сигнал о землетрясении, автоматически отключили ядерные реакторы и запустили экстренные системы охлаждения. Но гигантская волна цунами пробила заградительный барьер, затопила станцию и повредила системы охлаждения – это привело к тому, что в реакторах энергоблоков № 1–3 расплавилось ядерное топливо. При этом в реакторах энергоблоков № 1, № 3 и № 4 накопился водород, что привело к серии взрывов и выбросу радиоактивных элементов в атмосферу. 

Спустя полгода после аварии повышенное содержание радионуклидов было обнаружено в продуктах питания не только в самой префектуре Фукусима, но и в удаленных от нее районах.

Человеческих жертв непосредственно из-за аварии на "Фукусиме-1" не было. 16 рабочих получили травмы в результате взрывов и десятки подверглись облучению. В день аварии были госпитализированы три сотрудника АЭС.

Как проходила эвакуация 

Первый приказ об экстренной эвакуации населения из трехкилометровой зоны вокруг АЭС был выпущен 11 марта, а к 15 марта зона эвакуации составляла уже 20 километров. Всего из префектуры Фукусима были эвакуированы 164 тысячи человек.

Фото: © pa9/ZUMAPRESS.com

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно заявляло, что именно быстрота эвакуации стала важным фактором нулевого количества жертв.

От радиации никто не погиб, но немало людей, особенно пожилых, в последующие годы скончались от обострения хронических болезней, нервного шока и невозможности привыкнуть к новой жизни. До сих пор идут судебные процессы, назначаются компенсации. 

В 2018 году, например, суд обязал владельца "Фукусимы-1" выплатить приличную сумму семье 100-летнего старика, который покончил с собой на следующий день после уведомления о том, что его поселок полностью выселяется. "Я прожил тут всю жизнь, куда я поеду", – говорил он всем за день до самоубийства. Компания обжаловать приговор не стала.

Предпосылки аварии на АЭС "Фукусима-1"

В МАГАТЭ считают, что к произошедшей на АЭС "Фукусима-дайити" 11 марта 2011 года аварии привело стечение нескольких факторов.

Фото: © Global Look Press/x99/ZUMAPRESS.com

Первый фактор: землетрясение и цунами

Когда произошло мощное землетрясение, реакторы атомной электростанции "Фукусима-1" автоматически отключились, чтобы контролировать процесс ядерного деления. 

Линии электропередачи упали, но станция отреагировала должным образом, и землетрясение не вызвало особых проблем, так как подобное природное явление не редкость для Японии и этот фактор учитывался при строительстве АЭС. Однако затем на берег обрушилось спровоцированное землетрясением цунами и это привело к куда более серьезным последствиям.

Когда началось наводнение, "стены от цунами", возведенные для защиты станции от подобных явлений, оказались слишком низкими для того, чтобы предотвратить проникновение на АЭС морской воды. 

Вода прибывала с такой силой, что разрушила некоторые конструкции и затопила зал дизель-генератора, который был построен на меньшей высоте относительно уровня моря и ближе к нему, чем на других станциях в Японии.

Фото: © Global Look Press/jn1/ZUMAPRESS.com

"Несмотря на все предпринятые меры и несмотря даже на то, что сама конструкция атомной электростанции выдержала землетрясение, именно цунами стало основным фактором, воздействие которого нарушило глубокоэшелонированную защиту станции, и, преодолев несколько уровней безопасности, привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3", – заявил директор Бюро координации деятельности по обеспечению безопасности и физической безопасности МАГАТЭ Густаво Карузо.

Второй фактор: проектные недоработки

В случае повреждения дизель-генератора для выработки электроэнергии могут использоваться специальные батареи, но их емкость ограничена, а на АЭС "Фукусима-1"некоторые помещения аккумуляторных батарей также оказались затоплены.  

Из-за неработающих систем контроля, управления и охлаждения, а также при отсутствии электроснабжения перегретое топливо расплавилось, опустилось в нижнюю часть реакторов и разрушило их корпуса, что привело к трем авариям с расплавлением активной зоны. 

Кроме этого, были затоплены системы регистрации данных и жизненно важные системы, которые управляются на основе параметров безопасности, и это означало, что у операторов не было возможности контролировать те процессы, которые происходили внутри реакторов.

Фото: © ТАСС/Zuma

Третий фактор: миф об "абсолютной безопасности"

Как указывается в докладе МАГАТЭ об аварии на АЭС "Фукусима-дайити", одним из главных факторов, способствовавших аварии, стало широко распространенное в Японии мнение, что атомные электростанции страны настолько безопасны, что авария подобного масштаба просто немыслима. Это мнение поддерживали сами операторы атомных электростанций, и его не ставили под сомнение ни регулирующие органы, ни правительство. В результате Япония оказалась недостаточно подготовленной к тяжелой ядерной аварии, произошедшей в марте 2011 года.

Подобная самоуспокоенность была равносильна исходному допущению о том, что станция способна противостоять любым воздействиям технологического или природного характера. При планировании, проектировании и строительстве станции эксперты должным образом не учли имевшие место в прошлом случаи цунами.

"Бытовало убеждение, что станции обладают достаточным уровнем безопасности и что они полностью подготовлены к экстремальным внешним событиям. Следует заметить, что сочетания землетрясения такого масштаба и цунами случаются крайне редко, но, к сожалению, именно это и произошло", – отметил Густаво Карузо.

Четвертый фактор: пробелы в системе регулирования

Авария на АЭС "Фукусима-1" выявила определенные недостатки системы регулирования в Японии. Согласно докладу МАГАТЭ, обязанности распределялись между целым рядом органов и не всегда было ясно, за кем закреплены те или иные полномочия. 

Фото: © ТАСС/Imago

В докладе также отмечается, что некоторые рекомендации по обеспечению безопасности, сделанные МАГАТЭ в адрес регулирующего органа, выполнены не были, а часть международных норм не соблюдалась.

Кто виноват в аварии на АЭС "Фукусима-1"

"Фукусиму-1" строила Токийская энергетическая компания (TEPCO), и это была для нее первая атомная электростанция. Роковая ошибка была совершена еще на самом начальном этапе: объект попросту нельзя было строить так близко к океану. Более того, при проектировании в качестве максимальной нагрузки, которую должна была выдержать станция, было заложено землетрясение магнитудой около 7 и цунами высотой в 3,1 метра над уровнем моря. Когда цунами 2011 года достигло холма, на котором располагались основные постройки АЭС, высота волн была 14–15, а местами даже 17 метров.

О риске возникновения мощного цунами в районе АЭС сейсмологи предупреждали еще в 2002 году. В 2008-м TEPCO подготовила и собственную компьютерную симуляцию, которая показала: риск цунами при проектировании станции был существенно недооценен. Новые расчеты исключали возможность землетрясения магнитудой более 8, но даже они указывали на необходимость принятия мер по укреплению станции.

Японское правительство тоже не приняло предупреждение сейсмологов к сведению. Власти даже надавили на экспертов, потребовав признать свои прогнозы не до конца точными и надежными. 

Фото: © ТАСС/EPA

"Если бы на основе нашего долгосрочного прогноза были приняты все необходимые контрмеры, многие жизни были бы спасены", – говорил спустя семь лет после аварии на АЭС один из этих экспертов, сейсмолог Кунихико Симадзаки.

По мнению многих специалистов, разбиравшихся в ситуации, система защиты на АЭС оказалась попросту не готовой к катастрофе такого масштаба. Кроме этого, считают критики, реакция руководства станции "Фукусима-1" и японского правительства была недостаточно быстрой и решительной.

Независимое расследование, инициированное японским парламентом, летом 2011 года выпустило 600-страничный доклад, в котором пришло к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. TEPCO обвинили в нарушениях техники безопасности и отсутствии плана действий на случай экстренной ситуации. Однако единственное уголовное дело, которое было заведено после аварии и в рамках которого трое высокопоставленных менеджеров TEPCO обвинялись в халатности, закончилось их оправданием в суде в 2019 году.

В 2012 году Ёсихико Нода, бывший в то время премьер-министром Японии, заявил, что государство признает свою вину в произошедшем. В 2019 году суд официально признал за властями частичную ответственность и присудил правительству выплату компенсаций пострадавшим.

Ликвидация последствий аварии на АЭС "Фукусима-1"

На полную ликвидацию последствий аварии, по самым скромным оценкам, уйдут десятилетия. Сложнее всего будет убрать 800 тонн ядерного топлива из расплавленных реакторов. 

Фото: © ТАСС/Imago

Изначально власти ставили очень амбициозную задачу: они хотели извлечь все топливо и вывести станцию из эксплуатации всего через 10 лет после аварии, то есть в 2021 году. Однако высокие уровни радиации в поврежденных энергоблоках вынудили их пересмотреть свои планы. Теперь на полную дезактивацию и демонтаж злополучной станции отводят полвека.

Тем не менее эксперты подчеркивают: даже выделенных сроков может оказаться недостаточно. Дело в том, что из-за высоких уровней радиации роботы не могут подобраться к топливу в двух из трех поврежденных энергоблоков, а технологий, которые позволили бы вести работы в условиях столь сильного радиоактивного заражения, пока попросту не существует.

Топливо непрерывно заливают водой, которая вытекает из брешей, подвергается очистке и перекачивается в цистерны. Их скопилось уже более тысячи. Общий объем хранящейся там очищенной воды превысил 1,15 миллиона кубометров. 

В японском правительстве предложили достаточно неоднозначное решение проблемы – вылить ее в Тихий океан. Процесс начнется 24 августа 2023 года. 

"Было принято решение начать сброс воды 24 августа, если не возникнет никаких помех с точки зрения погодных условий и условий на море", – заявил премьер-министр Фумио Кисида. 

В июле 2023 года МАГАТЭ пришло к выводу, что план Японии соответствует международным стандартам безопасности и окажет "незначительное радиологическое воздействие на людей и окружающую среду". 

Японию в этом вопросе поддерживают США и Тайвань. Китай и Южная Корея выступили против. В России также неоднократно выражали озабоченность тем, что действия Японии приведут к загрязнению наших акваторий.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1135370 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1135370')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1135370', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1135370', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1135370(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1135370(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })