window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
15 августа 2023, 17:51

Брутализм в архитектуре: самые известные советские здания в этом стиле

Как выглядят самые известные советские здания, построенные в стиле брутализм
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Здание пансионата "Дружба" в Ялте
Фото: © commons.wikimedia.org/Dimant. (CC BY-SA 3.0)

Голый железобетон и никакого декора – так коротко можно описать брутализм, один из самых узнаваемых архитектурных стилей XX века. Он обычно известен в России как советский модернизм, однако между ними есть разница: в брутализме массивность и простота форм доведены до максимума. 

Примеров этого стиля в архитектуре российских городов и на постсоветском пространстве довольно много. Иногда эти примеры удачные, иногда – совсем нет.

О стиле, который ругают и защищают одинаково убедительно и страстно, и о том, что это направление оставило после себя, кроме бетонных коробок, – в материале РЕН ТВ. 

"Дом-корабль" на Большой Тульской улице (Москва, 1973–1986)

Наиболее наглядный пример советского брутализма. 14-этажный жилой дом спроектировали в начале 1970-х годов для работников атомной промышленности, а его дизайн задумывался по подобию атомного реактора. 

Фото: © ТАСС/Николай Галкин

Из-за внешнего сходства и монументального облика здание получило прозвище "Дом-корабль". Известен также как "Титаник", "Дом атомщиков", "Дом холостяка" и "Лежачий небоскреб".

Всего в доме 980 квартир. О его эстетических качествах москвичи спорят до сих пор.

Останкинская телебашня (Москва, 1963–1967)

В облике Останкинской башни отразились главные представления о прогрессе 1960-х годов – космическая эстетика и футуристичность форм. 

Фото: © Global Look Press/Valery Lukyanov/Russian Look

В конструкции бетонного основания башни видно влияние брутализма: из-за иллюминаторов в верхней части она напоминает корпус ракеты, а необычные круглые коридоры телевышки запечатлел Андрей Тарковский в культовом фильме "Солярис".

На момент постройки башня была самой высокой в мире, хотя ее фундамент составляет всего 4,5 метра – это меньше, чем глубина заложения большинства небоскребов.

Институт биоорганической химии (Москва, 1976–1984)

Построенный в начале 1980-х годов Институт биоорганической химии – редкий пример канонического брутализма в московской архитектуре.

Фото: © commons.wikimedia.org

В здании сочетаются функциональность и минимализм: институт состоит из нескольких массивных блоков с монотонным остеклением, внутренне связанных между собой (теоретически по коридорам здания можно сделать круг). 

В отделке интерьера щедро использован натуральный камень светлых оттенков, что придает массивным и угловатым формам легкость. Перила, столбы шарообразных светильников, декоративные трубки на стенах и другие элементы декора исполнены в металле.

Но наиболее примечателен институт нетривиальной планировкой: его корпуса образуют сложную фигуру, которая по задумке создателя – архитектора Юрия Платонова – напоминает по форме двойную спираль ДНК.

Чувашский театр оперы и балета (Чебоксары, 1985) 

Строение 1985 года создано по проекту архитекторов Рубена Бегунца и Владимира Тенета, удостоенных за него Государственной премии РСФСР. В здании размещен театр оперы и балета, где работает самый большой творческий коллектив республики. Сцена принимает Международный балетный фестиваль, а в мае 2022 года на ней отметили 90-летие симфонического оркестра.

Фото: © commons.wikimedia.org/GTRus

Пансионат "Дружба" (Ялта, 1985)

Для брутализма характерны массивные железобетонные конструкции, подчеркнутая функциональность архитектурных деталей и необычные сложные формы. Все это хорошо видно на примере пансионата "Дружба", спроектированного выдающимся архитектором Игорем Василевским. 

Фото: © commons.wikimedia.org/AlkalinoFF (CC BY-SA 3.0)

Пансионат вошел в число 50 самых необычных сооружений в истории архитектуры и даже появился в голливудском боевике "Обитель зла: Возмездие" в роли военной базы на Камчатке.

Для строительства "Дружбы" была выбрана не слишком удачная площадка, где случались оползни и имелся тектонический разлом. Поэтому специалисты разработали систему, при которой здание минимально касается рельефа. 

Конструкция представляет собой устойчивый "табурет" на трех ногах диаметром в девять метров, на которые равномерно распределяется вся нагрузка. Площадь опоры на грунт при таком решении минимальна.

Здание имеет форму кольца, состоящего из двух частей диаметром 76 метров. Создается впечатление, что оно не стоит на опорах, а скользит по ним, создавая иллюзию парения. В "кристалле" атриума расположен концертный зал, бильярдная, танцевальные площадки. Вся эта конструкция опирается на чашу бассейна, выполненную в форме капли морской воды, стоящей на трех опорах.

"Дома на курьих ножках" (Санкт-Петербург, 1987–1993)

Благодаря брутализму в советских городах появлялись довольно необычные, иногда немного странные, но в любом случае неординарные строения. В Ленинграде такими стали знаменитые "дома на курьих ножках" на Васильевском острове. 

Фото: © yandex.ru/maps

По замыслу авторов проекта, устье реки Смоленки углубили, а берега расширили, обложили гранитными плитами и собирались разбить новый парк "Окно в Европу". 

Чтобы жилые дома повышенной высотности не мешали прекрасному обзору на подступах к живописным берегам, их решили поставить на высокие бетонные опоры. Так появились четыре 22-этажных жилых здания, имеющих монолитный железобетонный остов необычной многоугольной геометрии. Причем опоры, которые в народе получили прозвище "курьи ножки", расположены перпендикулярно виднеющейся речке, полностью закрывая восхитительный обзор. 

Дом отдыха писателей на острове Севан (Армения, 1932)

История Дома отдыха на Севане началась в 1932 году со строительства трехэтажного здания гостиницы. Авторы проекта – Геворк Кочар и Микаел Мазманян. 

Фото: © Фотохроника ТАСС/Габриелян Э.

Спустя 30 лет Кочару поручили разработать проект реставрации и расширения своего детища. Он добавил один этаж к основному корпусу Дома отдыха, а в 1964 году по его проектам было построено здание столовой. 

Это здание представляет собой балкон, опирающийся на столб. И по сей день оно остается одним из самых известных образцов, построенных на стыке советского модернизма и брутализма в архитектуре.

Заброшенная гостиница "Аманауз" (Домбай, 1985)

Гостиница на Домбае, название которой происходит от протекающей рядом горной речки и ущелья Аманауз, строилась в 1980-е годы, но достроена не была. Ущелье считается самым мрачным местом на Домбае, а переводится его название как "злая пасть". 

Фото: © commons.wikimedia.org

Здание стоит на опорах и имеет 18 этажей, на последнем из которых находится большая смотровая площадка.

Отделка фасадов издалека кажется ржавой, но на самом деле выполнена из дерева и гармонично вписывает объект в живописное природное окружение. Балконы, похожие на пчелиные соты, служат террасами и создают дополнительную площадь в небольших номерах. Из огромных панорамных окон открываются виды на горы. Длинный коридор тянется "змейкой", а номера расположены под углом в 45 градусов к проходу. 

Строительство не было должным образом законсервировано, поэтому гостиница постепенно разрушается. 

Вокзал железнодорожной станции Дубулты (Юрмала, Латвия, 1977)

Очень эффектная с архитектурной точки зрения конструкция была спроектирована знаменитым ленинградским архитектором Игорем Явейном. Всего он подготовил три варианта, над которыми работал с 1965 по 1972 год. 

Фото: © commons.wikimedia.org/Егор Журавлёв (CC BY-SA 2.0)

Вокзал Дубулты Прибалтийской железной дороги, обслуживавший сразу три вида транспорта – железнодорожный, автобусный и речной – был достроен к 1977 году. Упругая дуга его навеса над путями привлекает внимание и заметна издалека. 

Жилой комплекс "Аул" (Алматы, Казахстан, 1983)

Недостроенный микрорайон "Аул" в Алматы является внушительным примером советского брутализма. Комплекс из четырех башен построен в 1983 году, это была лишь часть масштабного проекта реконструкции этой части города.

Фото: © yandex.ru/maps

По первоначальной задумке здесь должны были построить 33 монолитные башни разной высоты, собранные группами. 

В основе конструкции башен – монолитный железобетон, возводимый скользящей опалубкой, а сами башни имеют конфигурацию трилистника, что открывало архитекторам возможность разной их компоновки друг с другом. 

Между домами оставлено место для прохода, но выше здания почти соприкасаются между собой, образуя арки. В качестве главной выразительной детали выступают многочисленные полукруглые балконы, которыми просто усеяны фасады здания. Углы глухих стен также имеют округлую форму.

Часто задаваемые вопросы

Где и когда появился архитектурный брутализм?

Брутализм – это стиль с акцентом на материалы, текстуры и конструкцию, создающий очень выразительные формы. Впервые этот термин был использован в 1953 году историком архитектуры Элисон Смитсон (Англия). При описании одной из работ Ле Корбюзье, которая так и не была реализована, она назвала эстетику голого бетона, кирпича и дерева высшей степенью проявления "нового брутализма". Термин был подхвачен другими историками архитектуры, что привело к возникновению стиля.

Когда брутализм появился в СССР?

Брутализм как архитектурное направление проявился в СССР со второй половины 1960-х годов, а наибольшее распространение получил в 1970–1980-е годы. Интересно, что в нашей стране брутализм продержался дольше всего: например, пресс-центр Олимпиады в этом стиле был построен в 1970-е годы, а НМИЦ онкологии имени Блохина – в начале 1980-х. 

Фото: © РИА Новости/Владимир Богатырев

Почему этот стиль так называется?

Название пошло от французского словосочетания béton brut – сырой бетон, что показывает почтение приверженцев брутализма к этому материалу и его качеству. Материал любили за его грубую и непритязательную честность и бескомпромиссность. Конструкции отражали функции здания, но, в отличие от господствовавшего тогда интернационального стиля, были достаточно тяжеловесными и грубыми.

Каковы признаки архитектурного брутализма?

  • Функциональность
  • Массивность форм
  • Отсутствие декора и облицовки
  • Преобладание бетона
  • Грубые поверхности

Чаще всего брутализм – это шершавые железобетонные коробки. Примеры брутализма часто попадают в различные топы самых ужасных зданий.

Что привлекает архитекторов в брутализме?

Текучие формы. Железобетон не складывают из блоков, а заливают по формам опалубки с арматурой внутри. Получается монолитная структура, которой можно придать любую форму.

Интересная текстура. Авангард штукатурил железобетон, чтобы получилась белая стена. Брутализм делает из голого железобетона свою эстетику: пусть будет шершаво, серо и с отпечатками досок от опалубки.

В современной архитектуре подобная эстетика используется в более интеллигентном, сдержанном виде.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1132771 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1132771')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1132771', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1132771', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1132771(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1132771(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })