Сегодня, 12 июля, Александр Домогаров отмечает юбилей – ему исполняется 60 лет. Зрители знают актера по ролям Павла Горина в "Гардемаринах", Андрея Серегина в "Бандитском Петербурге", Александра Турецкого в "Марше Турецкого" и многим другим.
Артист по-прежнему востребован и в свой день рождения готовит для поклонников сюрприз. В Театре Российской армии он представит премьеру спектакля "Маскарад", поставленного по одноименной пьесе Михаила Юрьевича Лермонтова.
Накануне юбилея и премьеры Александр Юрьевич дал интервью "Известиям" и рассказал о своих главных заслугах в жизни, переломных ролях, творчестве, новой работе и, конечно же, о любви.
– Какое достижение в жизни считаете самым главным?
Александр Домогаров: Знаете, если отвечать банально, что у мужика должно быть: дерево посадить, ребенка родить и дом построить. Эти достижения у меня есть, но это не достижения, а норма. А достижения – они каждодневные. Мы каждый день чего-то достигаем, что-то теряем. Не могу сказать, какое самое главное достижение в моей жизни.
Достижение – что я есть. Сын у меня есть, дом есть, и не один, много деревьев посадил. Но племенного быка не выращивал.
– Есть ли в жизни ситуации, которые бы хотели исправить? Возможно, за какие-то из них вам стыдно?
Александр Домогаров: Думаю, что у каждого человека есть свои скелеты в шкафу и он рассуждает о том, какие из ситуаций он бы не повторил в своей жизни. Я бы некоторые ситуации не повторил, но в тот момент они возникали, я их решал под стать своему возрасту, своему скудному уму и своему воспитанию. Некоторые из них я бы не сделал, но говорить о них не буду.
Фото: © Global Look Press/Dmitry Konstantinov/Russian Look
– Есть ли роль, которую считаете в своей жизни главной?
Александр Домогаров: Роли для артиста, который ценит свою работу и свою профессию, – его дети. Не может быть нелюбимый ребенок. Другое дело, что одному ребенку ты уделяешь много внимания, другому мало, и он вырастает несколько другим, не таким, каким бы ты хотел. Это мои дети, и я не могу сказать, что есть любимый ребенок, а есть нелюбимый.
Может, есть роли, про которые я думаю: "Лучше бы я их упустил". Мне за них не стыдно, просто лучше бы было, чтобы в моей творческой биографии они не присутствовали. Но они есть по разным обстоятельствам, ситуациям. Они мои – с моим лицом, моими глазами, моим ртом, моим голосом, с моими руками и ногами. Как они могут быть нелюбимыми? Я могу к ним по-разному относиться: это лучше, это хуже, это удалось, а это нет. Александр Домогаров
– А какая роль была, после которой ваша карьера изменилась?
Александр Домогаров: Таких работ было несколько, и все они зависят от какого-то твоего внутреннего состояния и внутреннего накопления как человека и как артиста. Она может случиться в 20 или в 30 лет. Это роли, которые меняют твою жизнь. У меня такая роль была в фильме "Огнем и мечом" в Польше. Она была для меня внутренне переломной.
Фото: © Кадр из фильма "Огнём и мечом"
Встреча с Андреем Сергеевичем Кончаловским тоже переломный момент. Помимо ролей, Бог дает тебе встречу с какими-то великими людьми. Ты с ними общаешься, начинаешь пересматривать свою позицию в жизни, начинаешь от них забирать самое лучшее, что ты можешь и что тебе по силам. Конечно, это тебя ломает, ставит тебя на другую ступень.
– Где вам больше нравится работать – в театре или в кино?
Александр Домогаров: Это совершенно две разные актерские профессии. Вы застали меня в театре, и работа ведется с 12 часов с какими-то минутными перерывами. Я могу ее сравнить с тяжелой физической работой. Я устаю, я мокрый, я потею, нервничаю. Это театральная работа, и она тяжелая. Она требует каждодневного труда.
Зритель приходит в театр, он садится на свое место, открывается занавес, и артист три с половиной часа находится на сцене. Если он плохой актер, то зритель уходит. Если хороший – зритель остается. Александр Домогаров
В кино же артист снялся, материал попал к режиссеру, он его смонтировал, что-то вырезал и оставил то, что кажется интересным и нужным. Но это уже не я, это экранный образ, который создает режиссер. А в театре – я. Я должен выйти и три с половиной часа отработать. Вот две разные актерские профессии, хотя актерство в обеих присутствует.
Фото: © Александр Домогаров в сцене из спектакля режиссера Андрея Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе А.П. Чехова в Театре имени Моссовета. РИА Новости/Владимир Федоренко
– Вы сказали, что работа в театре тяжелая, а насколько часто проходят репетиции?
Александр Домогаров: Репетиции проходят каждый день по восемь-девять часов. Рабочий день тяжелый, полнокровный, эмоциональный, со спорами. Это работа, это поиск. С одной стороны, я люблю эти моменты, а с другой – нет, потому что для меня это затратно. Я делаю то, что мне пока не удобно. Потом, когда спектакль выйдет раз 20, мне будет в нем удобно.
Но сейчас мне неловко: у меня руки не так работают, ноги не так ходят, голос звучит не так, как я бы хотел. Я делаю неправильное психологическое ударение в тексте, но это все работа, мы это правим и репетируем, чтобы добиться хорошего результата.
– Сколько месяцев уходит на репетиции?
Александр Домогаров: В зависимости от требования режиссеров и артистов. Мне кажется, что хороший спектакль должен создаваться не менее полугода.
– Есть ли в вашей жизни женщина, которая занимает ваше сердце? Какой она должна быть, чтобы остаться там навсегда?
Александр Домогаров: Я не могу сказать, какой она должна быть. Она существует, она занимает место в моем сердце. Она мой помощник, друг, жена, соратник. Она моя спина.
Фото: © Global Look Press/Dmitry Konstantinov/Russian Look
– Была ли безответная любовь?
Александр Домогаров: Была. Наверное, в детском саду. Я совершенно здоровый нормальный человек. У всех у нас была безответная любовь. Мы все влюблялись, мы все писали письма в детстве, особенно наше поколение. Мы писали письма от руки на многих-многих листах.
– Расскажите о своей новой роли.
Александр Домогаров: Мы готовим в Театре Российской армии премьеру. Она должна выйти 12 июля на суд зрителей. Театр – это такая непредсказуемая вещь. Мы будем делать все, что в наших силах, мы будем стараться.
Это пьеса Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад". Репетирую я роль Арбенина. Мы будем делать все, чтобы премьера состоялась. В этом плане я перфекционист. Поскольку этот спектакль ставится к юбилею, я должен быть уверен, что он будет лучший.
– В чем особенность вашего героя?
Александр Домогаров: Это зритель будет судить, в чем особенность моего Арбенина после такого количества, которое сыграно в мире, в России, в Советском Союзе и в странах содружества. Только зрителю судить, но никогда не мне.