window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 июня 2023, 19:20

Капитан Рудаков: как моряк избежал казни и очаровал Елизавету II

Как Олимпий Рудаков избежал расстрела и очаровал Елизавету II
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фото: © скриншот видео

85 лет назад в Москве открыли станцию метро "Площадь Революции", которую украсили 76 бронзовых фигур, изображающих обычных советских людей – военных и гражданских. Среди них был и моряк-сигнальщик. Скульптору Матвею Манизеру позировал 23-летний курсант Ленинградского высшего военно-морского училища Олимпий Рудаков. Это тот случай, когда памятник человеку поставили до того, как он стал его по-настоящему достоин. 

А судьба уготовила этому курсанту жизнь, полную приключений. Его ждали кораблекрушения, боевые подвиги, очень близкая встреча с английской королевой, смертный приговор военного трибунала, а в финале – звание контр-адмирала. 

Чем Рудаков впечатлил англичан? За что военный трибунал вынес ему высшую меру? И как он оказался на коронации Ее Величества? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Сенсационный визит "Свердлова" в Портсмут

Июнь 1953 года, Портсмут, главная база британского военно-морского флота. Почти 300 кораблей готовятся к международному смотру в честь коронации Елизаветы II. Этот военно-морской парад – давняя традиция. Коронационные смотры в Портсмуте проводят с XV века. 

"Это Спитхедский рейд Портсмута. Вдоль плотной линии кораблей идет к месту стоянки фрегат "Сюрпрайз", который выполнит свой долг как персональная яхта Ее Величества в воскресенье, 14 июня", – говорится на кадрах хроники.

Ведущие мировые державы делегировали на этот парад лучших капитанов, самые современные суда. В их числе крейсер "Свердлов" под командованием капитана первого ранга Олимпия Рудакова. 

"Советский Союз отправил в Портсмут свой новейший секретный крейсер "Свердлов". Это его первый визит в иностранный порт", – отмечается в фильме. 

Неожиданно для всех визит "Свердлова" в Портсмут произвел сенсацию. А фотографии Олимпия Рудакова на следующий день красовались на первых полосах британских газет вместе с новостями о коронации Елизаветы. 

Никто из журналистов не знал, что герой их публикаций, бравый советский капитан, 11 лет назад был приговорен к расстрелу и лишь чудом избежал казни. 

Фото: © скриншот видео

Смотр в честь коронации Георга VI

Олимпий Рудаков родился в Казани в семье ветеринарного врача. После окончания девятилетки отправился в столицу на заработки. Трудился грузчиком на заводе, вступил в комсомол и получил направление на учебу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. 

И здесь судьба преподнесла Олимпию первый сюрприз. Перспективного курсанта включили в список экипажа линкора "Марат", который был делегирован в Портсмут на смотр в честь коронации Георга VI.

"Военно-морской парад в честь Его Величества Георга VI начинается. На рейде не только корабли британского флота, но и суда 17 иностранных держав", – следует из видеохроники. 

Фото: © скриншот видео

За что Рудакова приговорили к расстрелу

Когда началась война, Рудакова откомандировали на эсминец "Гремящий". Молодой капитан-лейтенант управлял зенитной артиллерией корабля, сбил девять самолетов, за что был награжден орденом Красной звезды. Затем продолжил службу старпомом на эсминце "Сокрушительный" – это судно сопровождало арктические конвои союзников. 

В ноябре 1942 года "Сокрушительный" попал в 11-балльный шторм. Удары волн были настолько мощными, что у корабля оторвало корму. Большей части экипажа удалось спастись, в том числе командирам. Но на свою беду гибнущее судно они покинули не последними.

"Многие из офицеров были спасены в то время, как на корабле оставалось еще порядка двух десятков матросов. А значит, по всем морским законам командир должен уходить с корабля последним. Этого не случилось, а значит, это преступление", – пояснил историк, писатель-маринист Николай Каланов.

Командира корабля Михаила Курилеха и его помощников судили и приговорили к расстрелу – за трусость и малодушие. Впоследствии выяснится, что Рудаков в момент эвакуации был ранен, поэтому его и погрузили в шлюпку раньше матросов. Но тогда вникать в эти детали никто не стал, и старпому тоже вынесли высшую меру. Лишь в последний момент благодаря вмешательству адмирала Арсения Головко Рудакову отменили расстрельный приговор.

"Адмирал Головко был действительно боевым адмиралом, и в связи с тем, что и на Балтийском море, и на Северном море была очень большая убыль хороших, профессиональных, смелых офицеров, которые гибли на кораблях, он различными способами пытался спасти наиболее нужных людей, в кого он верил", – рассказал историк. 

Фото: © скриншот видео

Снятие судимости

Олимпия Рудакова лишили офицерского звания и отправили в штрафбат на полуостров Рыбачий в Баренцевом море. В одном из боев штрафники захватили немецкую минометную батарею. Рудаков, у которого был артиллерийский опыт, успешно использовал против гитлеровцев их же оружие. 

"Олимпий Иванович прекрасно воевал в штрафбате. Есть сведения, что он в одном из боев прямой наводкой стрелял из своего орудия и подбил несколько ДЗОТов", – отметил писатель-маринист.

В боях на Рыбачьем Рудаков получил серьезное ранение, после чего военный трибунал снял с него судимость как с искупившего свою вину кровью. Олимпия Ивановича восстановили в звании и вернули на флот. День Победы он встретил на капитанском мостике эсминца "Доблестный".

Какое чудо совершил Олимпий Иванович

В июне 1953 года крейсер "Свердлов" под командованием каперанга Рудакова спешил на коронационный смотр в Портсмут. В пути судно попало в сильный шторм и выбилось из графика. "Свердлов" опаздывал к началу парада. На Спитхедском рейде все остальные корабли уже были готовы к смотру, ждали только советскую делегацию. 

Задержка торжеств грозила международным скандалом и пятном на чести советского мундира. И тут Рудаков совершил чудо: "Свердлов" зашел в акваторию Портсмута буквально в последние минуты и, не сбавляя хода, виртуозно пришвартовался в плотном строю кораблей, в строго отведенном ему месте. 

Фото: © скриншот видео

"Он пришвартовал огромный крейсер длиной 200 метров всего за 12 минут. И, можно сказать, самым сложным и красивым способом швартовки – фертоинг. Это когда судно отдает два якоря и с помощью течения и ветра становится посредине между этими двумя якорями", – объяснил Каланов.

Фертоинг требует от команды безукоризненной слаженности. По нормам британского адмиралтейства на швартовку таким способом отводится от полутора до двух с половиной часов. Американские и французские корабли тратили на этот маневр часа по четыре. Поэтому швартовка Рудакова за 12 минут вызвала шквал оваций. Советский крейсер забросали цветами, а его капитан стал едва ли не национальным героем Англии. Недовольство выразил только адмирал Хатчинсон:

"Этот русский капитан сумасшедший. Что он себе позволяет? Порт тесен и труден для маневрирования, у причалов пришвартованы более 300 кораблей, сильное течение, перепады глубин, а он отказался от лоцмана"

Во время самого смотра Олимпий Рудаков еще раз удивил британцев. Это произошло, когда фрегат Елизаветы II обходил строй иностранных кораблей.

"Орудийные салюты иностранных делегаций приветствуют королеву. В честь Ее Величества произведены залпы из 21 орудия", – говорится на кадрах хроники. 

Фото: © скриншот видео

Крейсер "Свердлов" дал в честь королевы не один залп, как все остальные суда, а целых три. 

"На ближайшем корабле, где были английские офицеры вместе с своими женами, одна из жен офицеров была беременна, и в этот момент, когда раздался наш салют, она упала в обморок и родила. И на следующий день в газетах написали, что под гром советских пушек родился англичанин", – поведал эксперт. 

Приглашение на бал и вальс с Ее Величеством 

Советским капитаном заинтересовалась королева – настолько, что даже нарушила ради него этикет. На вручении памятных медалей Елизавета подошла сначала не к французским и американским адмиралам, а к Рудакову, чье звание было ниже. 

"Здесь проявилось какое-то спонтанное чувство Елизаветы II, которое в будущем приписали, возможно, к тому, что она влюбилась. Хотя, может быть, и не без этого", – подчеркнул историк. 

Олимпий Иванович преподнес Елизавете подарок от советских властей – горностаевую мантию. А после приема капитан получил приглашение на бал, где удостоился небывалой чести – вальса с Ее Величеством. 

Фото: © Photo by PA Images via Getty Images

"Представьте, как это могла оценить вся общественность и как это должно было быть подано, какие делались после этого выводы", – обратил внимание собеседник РЕН ТВ.

После танца королева пригласила Рудакова на личную аудиенцию в свой кабинет. Есть также версия, что к этой встрече тет-а-тет присоединилась младшая сестра Елизаветы, принцесса Маргарет. Она также оказывала советскому капитану знаки внимания. Такое поведение монарших особ, да еще и в разгар холодной войны, привело в ярость британского премьера, сэра Уинстона Черчилля. 

Как прошла эта аудиенция, о чем беседовали королева и капитан за закрытыми дверями, история умалчивает. Сам Рудаков об этой встрече никогда и никому не рассказывал. Вернувшись на родину, Олимпий Иванович получил очередное повышение по службе, став одним из самых молодых адмиралов советского флота. В дальнейшем Рудаков совершил еще несколько походов в Англию, но с королевой больше не встречался. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1115511 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1115511')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1115511", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1115511', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1115511(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1115511(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })