window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 апреля 2023, 11:31

Лицо убийцы: как первый в СССР фоторобот помог поймать маньяка

Какими были первые фотороботы и как в СССР смогли поймать опасного маньяка
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фоторобот маньяка в СССР
Фото: © Скриншот видео

За несколько месяцев до окончания Второй мировой в New York Times были опубликованы фотографии. На всех них один и тот же человек– Адольф Гитлер. В США опасались, что фюрер сбежит из Германии. Однако скрыться незамеченным Гитлер мог, только кардинально изменив свою весьма примечательную внешность. Американские ретушеры даже задумались, как он будет выглядеть в бегах. Эти фотороботы были в ходу еще долгое время, даже после смерти Гитлера. Многие не могли поверить, что он покончил жизнь самоубийством и продолжали искать фюрера в Аргентине.

В наши дни нет нужды рисовать фоторобот вручную: нейросети и приложения могут составить портрет предполагаемого преступника за считанные секунды. Но почему опытные криминалисты скептически относятся к подобным новшествам? И кому первому удалось составить портрет преступника по словесному описанию? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Нейросети на службе у следствия

Пара секунд – и реалистичный портрет преступника готов: так работают нейросети. У экспертов-криминалистов на это уходит больше времени, но и результат точнее. Вот наглядный эксперимент: три человека описали внешность персонажей-злодеев из популярных фильмов и получили максимально похожие на них фотороботы.

В наши дни у криминалистов есть большой инструментарий, позволяющий отыскать преступника. Это и анализ ДНК, и дактилоскопия, и специальные компьютерные программы.

Фото: © Скриншот видео

"У нас разработана программа, которая определяет человека. Если мы фиксируем его на камерах, независимо от того, что преступник или правонарушитель вырастит бороду, наклеит усы, наденет маску, все равно мы его распознаем", – рассказал доктор юридических наук, профессор криминалистики Анатолий Кустов.

Какими были первые фотороботы

А как идентифицировали нарушителей закона в древности, когда ничего этого не было и в помине? С преступниками тогда, прямо скажем, не церемонились.

"Была такая варварская ситуация, когда на лоб, руку, тело наносилось клеймо, где говорилось, что этот человек — вор, этот человек — насильник. И каждый, кто проходил мимо, понимал, что этот человек преступил закон и к нему нужно быть более внимательным", – отметил адвокат по уголовным делам, криминалист Владимир Постанюк.

Так поступали с уже пойманными преступниками. Но что, если нужно было отыскать человека, еще не нарушавшего закон? Как правило, в таких случаях составляли его словесный портрет. В итальянских архивах сохранилось описание беглого раба, жившего в Риме в IV веке до нашей эры.

Фото: © Скриншот видео

"18 лет от роду, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, с рубцом через левый угол рта", - указано в тексте.

Такие словесные портреты использовали во всем мире. Все изменилось в 1952 году, когда французский криминалист и начальник регионального отделения полиции в Лилле Поль Шабо предложил составлять портреты преступников из фрагментов разных снимков.

"Был разработан линейный диапозитив, когда на экране передвигались отдельные части. Это тоже хорошо помогало в поиске преступников. И было приближено к реалиям внешнего вида этого человека", - сказал Кустов.

Как опасного маньяка удалось поймать с помощью портрета

Технологию Шабо опробовали и усовершенствовали в СССР. Отечественный прибор для составления композиционных портретов походил на небольшой ящик-планшет с прозрачным кадровым окном. Внутри находилось пять парных катушек для фотопленки с изображениями фрагментов лиц. Рычаги катушек располагались на боковых поверхностях прибора.

Технологию использовали для поимки опасного серийного маньяка по прозвищу Мосгаз. В декабре 1963 года в одной из московских квартир обнаружили тело 12-летнего Кости Соболева, зарубленного топором. Прибывшие на место преступления милиционеры опросили соседей и нашли свидетеля, который впоследствии стал ключевым.

Фото: © Скриншот видео

"В квартиру девятилетнего Володи Теплова в день убийства также заходил странный человек, который представился работником Мосгаза. Он поинтересовался, есть ли дома родители, или он один. Володя сказал, что он дома не один, он сделал это по привычке. Хотя в это время с ним в квартире была только старенькая бабушка. Это отпугнуло мужчину и помогло составить портрет, потому что Володя хорошо его запомнил", - рассказала кандидат исторических наук Анастасия Назукина.

Фоторобот составила опытный криминалист, настоящая легенда Петровки Софья Файнштейн. Для поисков убийцы был сформирован штаб, который возглавили лучшие сыщики МУРа. Фотороботы раздали милиционерам и дружинникам столицы, но Мосгаз внезапно уехал в Иваново, где совершил еще два убийства.

Покидая место последнего преступления, маньяк особо не скрывался. В итоге, благодаря фотороботу, его опознали сразу несколько человек и назвали номер машины, на которой он уехал. Дальше – дело техники. Следователи установили место жительства преступника и задержали его. Владимира Ионесяна (так звали маньяка) приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.

Как выглядит самый худший фоторобот в мире

В конце 60-х советские ученые разработали так называемый "Идентификационный комплект рисунков", сокращенно ИКР. По сути, это даже не рисунки, а фотографии – результат работы антропологической экспедиции академии наук СССР. С них сделали диапозитивы в одном масштабе, чтобы элементы одного лица совмещались с элементами другого. Криминалисты отбирают нужные черты, а соединяются они уже автоматически. Разыскиваемый будто сфотографирован.

Фото: © Скриншот видео

Развитие цифровых технологий вывело работу криминалистов на новый уровень. Однако фотороботы, нарисованные от руки, по-прежнему используются в работе полицейских по всему миру. Правоохранитель из британского Ланкастера схематично нарисовал вора, который обчистил кассу на рынке. Несмотря на то, что этот фоторобот назвали худшим в мире, делу эскиз помог. Нашлись свидетели, которые узнали преступника на рисунке и даже подсказали, где его можно найти. Вором оказался 44-летний бездомный Хунг Фуок Нгуен.

Другой фоторобот, словно нарисованный ребенком, показали в программе новостей в Боливии. Женщина, ставшая свидетельницей убийства, уверяла, что преступник выглядел именно так. Рисунок тут же растиражировали в соцсетях, а предполагаемого убийцу прозвали Страшилой из страны Оз. Однако неумело сделанный фоторобот все же выполнил свою задачу. Убийцу удалось задержать.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1093869 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1093869')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1093869', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1093869', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1093869(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1093869(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })