window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
10 апреля 2023, 21:00

Курс на Луну: как в России развивается космическая отрасль

Ученый Петрукович рассказал о целях российской миссии "Луна-25"
Луна в небе
Фото: © ТАСС/Sri Loganathan/ZUMA Press Wire
Читать ren.tv в

10 апреля в пресс-центре МИЦ "Известия" прошла конференция, приуроченная ко Дню космонавтики. Эксперты рассказали, какой вид приняла современная "космическая гонка", как будет проходить освоение Луны и Венеры и какие совместные проекты планируют Россия и Китай. Подробности – в материале РЕН ТВ.

Курс – на Луну

Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович отметил, что в начале ХХI века ученые со всего мира вновь заинтересовались изучением Луны. И связано это с тем, что науке удалось обнаружить новый, крайне интересный объект для исследований – лунные полюса.

Ученый Петрукович рассказал о проекте по изучению Луны

"Можно найти место, где никогда не заходит солнце, на какой-нибудь возвышенности. Потенциально оно удобно для размещения постоянных лунных баз, которые все время будут получать энергию от солнца. Там не будет лунной ночи. <...> Во-вторых, в отличие от всей остальной Луны, которая представляет собой каменный шарик, выжженный космической радиацией в течение миллиардов лет, на лунных полюсах есть признаки наличия воды. Водяного льда немного, всего несколько процентов, но там, где есть вода, может быть жизнь. Там могут быть остатки кометной органики. А вода может быть использована как местный ресурс для добычи кислорода, для изготовления ракетного топлива", – рассказал эксперт.

Он отметил, что в июле 2023 года планируется российская миссия "Луна-25". В рамках проекта космонавты совершат посадку в приполярном районе, недалеко от Южного полюса Луны, чтобы исследовать верхний слой реголита и проверить его на признаки воды.

"Российская наука с большой надеждой смотрит на этот проект. Прежде всего тестируются системы безопасной посадки и выживания космического аппарата в этом приполярном районе. "Луна-27" – это уже следующий проект, который нам более глубоко позволит исследовать поверхность Луны. Задача будет пробурить лунный реголит и добыть образцы водяного льда. "Луна-25" независима от европейского участия. Да, там устанавливался европейский прибор, обеспечивающий точную посадку, но это была факультативная нагрузка. Он был снят после тестирования. К сожалению, потому что сотрудничество – всегда лучше, чем его отсутствие. Были планы установить европейскую буровую установку на "Луну-27", но мы уже параллельно разрабатываем российский аналог", – пояснил Петрукович.

Фото: © Сергей Бобылев/ТАСС

Научный прорыв и космические угрозы

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт заметил, что сейчас научный прогресс достиг таких высот, о которых раньше нельзя было и мечтать. По его словам, если российским аппаратам удастся обнаружить на Луне воду, это позволит совсем иначе взглянуть на всю систему "Земля – Луна".

"Как произошла система "Земля – Луна"? Есть несколько гипотез. Ведущая из них гласит, что некое небесное тело попало в Землю, вырвало ее кусок, и из него образовалась Луна. Но не все эту гипотезу разделяют. Первый полет этим летом на 25 лет даст возможность существенно продвинуться в поисках ответа на вопрос: справедлива эта гипотеза или нет?" – сказал эксперт.

Эйсмонт добавил, сейчас Россия отдает приоритет проектам и задачам, которые решаются в беспилотном режиме. Пилотируемые полеты, по его словам, ожидаются через 7–10 лет. Научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов добавил, что угрозой номер один для летательных аппаратов остается космический мусор. Корабли "Союз-22" и "Прогресс-21" могли быть повреждены в том числе из-за столкновения с ним, считает эксперт.

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency/NASA

В поисках жизни на Венере

Эйсмонт отметил, что в 2029 году планируется запуск в рамках проекта "Венера-Д", главная цель которого – поиск жизни на планете. По словам эксперта, шансы обнаружить признаки жизни на Венере гораздо выше, чем на Марсе, поэтому проект крайне важен и очень интересен.

"Жизнь, конечно, микробного характера, но все равно, если она будет найдена, это будет первый случай в пределах Солнечной системы. Сейчас продолжают искать жизнь на Марсе. Есть мнение, что шансы найти жизнь на Венере точно выше, чем на Марсе. Это очень интересный проект, и пока он идет успешно. Будем надеяться, что в 2029 году мы будем свидетелями начала этой миссии. На Венеру собирается и Америка, и Индия. Если говорить о гонке, то это скорее не гонка, а хорошее соревнование. Посмотрим, что из этого получится", – говорит эксперт.

Работа проекта "Спектр-РГ" после санкций

Петрукович рассказал о том, как сейчас работает орбитальная обсерватория "Спектр-РГ" – совместный проект России и Германии. После того как немецкие ученые отключили свой телескоп eROSITA, наша миссия переориентировалась на российский прибор.

"Это тоже гигантский телескоп, только в более коротковолновом диапазоне. Направлен на исследование галактики. Это какие-то остатки сверхновых веществ, черные дыры, звезды или облака пыли. В рентгеновском диапазоне отлично видно свечение. Этот проект был уже переориентирован на поддержку наблюдений в тех районах звездного неба, где находятся наиболее интересные объекты. То есть научная программа где-то потеряла, а где-то выиграла", – сказал эксперт.

Фото: © ТАСС/EPA/SERGEI CHIRIKOV

Станет ли космос источником редких ресурсов

По словам Эйсмонта, в будущем космос может стать источником редкоземельных ресурсов. Но пока почти все, что добывается за пределами нашей планеты, – в разы дороже.

"Дефицитные ресурсы, так называемые редкоземельные элементы сейчас добываются в основном в Китае. Дело в том, добывать их в космосе в будущем может быть дешевле, чем на Земле. Сейчас пока это не так. Но есть элементы, например калифорний – его выгоднее привезти из космоса. Считается, что хороший источник ресурсов – это астероиды. Конечно, все надеются на Луну. Раз уж туда отправились, то попробуют посмотреть, нет ли там таких ресурсов. Посмотрим, думаю, возвращение на Луну – это ближайшее будущее. Мы очень скоро это проверим", – отметил эксперт.

Он добавил, что ближайшая пилотируемая экспедиция планируется на Луну – именно там ученые собираются строить базы.

Сотрудничество между Россией и Китаем

Петрукович отметил, что залог успеха в освоении космоса в том числе международное сотрудничество. Россия активно ведет переговоры с дружественными странами, в основном с Китаем. Москва и Пекин готовят совместные лунные программы и еще в 2021 году подписали соглашение о международной лунной станции, сказал он.

Фото: © Global Look Press via ZUMA Press/NASA

"Космос – чрезвычайно затратное дело, надо владеть и финансами, и технологиями. Международное сотрудничество позволяет кратно увеличить научную отдачу от тех вложенных средств, повысить качество результатов. Если мы хотим достичь многого, хотим быть на первых ролях во многих отраслях, то такое сотрудничество неизбежно. Сейчас есть некое замедление, связанное с политической обстановкой. Какие-то проекты приостановлены, а какие-то, наоборот, развиваются. Например, с дружественными странами. Россия ведет активные переговоры с китайской стороной. Подписано соглашение о международной научной лунной станции, координации лунных программ России и Китая", – рассказал эксперт.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1093104 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1093104')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1093104', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1093104', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1093104(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1093104(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })