window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 марта 2023, 19:18

История цветов: как начали дарить букеты и общались с их помощью

Как появилась традиция дарить цветы и как букеты использовались для тайных посланий
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Букет в толпе
Фото: © Известия/Павел Бедняков

Сегодня, 7 марта, отмечается день тюльпанов. Знаете ли вы селам – язык цветов? В 18 веке на нем активно общались в Европе. А к началу 19 века увлеклись и в Российской империи. Речь идет о тайных посланиях со смыслом. 

Роза – признание в любви, но только если красная. Базилик в букете будет означать отвращение и ненависть. Георгины объясняли, что отправитель не готов к серьезным отношениям. А присланные от девушки фиалки намекали избраннику, что ему надо быть храбрее. 

Значение имело буквально все. Если юная особа украшала полученными цветами прическу, то это было предостережением об опасности. А если прижимала к сердцу – говорила о взаимности. 

Откуда взялась традиция дарить цветы на праздники? Почему в Советском Союзе они становились дефицитом? И почему средневековые судьи не ходили в пыточные без букетика? Об этом и многом другом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Самый дорогой цветок в мире и причина его ценности

В программе показали орхидею Шэньчжэнь-Нонгке – самый дорогой цветок в мире. В 2005 году анонимный коллекционер купил всего одну такую орхидею за 200 тысяч долларов – по цене двух итальянских спорткаров. Баснословная стоимость объясняется не красотой, а уникальной историей Шэньчжэнь-Нонгке.   

"В природе этих цветов не существует. Орхидею Нонгке вывели в лаборатории китайские ученые из Шэньчжэньского университета. Любопытно, что она цветет раз в пять лет. Представляете, вы отдали 200 тысяч за орхидею, и вам еще придется подождать пять лет, пока она не расцветет", – пояснил флорист Ричард Хост.

В пыточную - с букетом: для чего цветы использовали в древности

Делать деньги на цветах люди научились еще в античные времена. Археологи расшифровали египетский папирус с письмом торговца цветами своему покупателю, где продавец извиняется за срыв поставки крупной партии роз. 

"В нем перечислено, сколько роз, нарциссов и так далее  отправляют. И мы можем понять по этим записям, что уже в то время люди выращивали цветы на продажу", –  рассказал генеральный директор салона цветов Георгий Сухаржевский.

Фото: © Скриншот видео

В те времена цветы использовали в основном для украшения интерьеров, а также для изготовления венков. В Греции и Риме их дарили победителям музыкальных и поэтических соревнований, выдающимся атлетам и воинам, лавровые венки носили императоры. Кстати, именно эти венцы и стали прообразом главного символа монаршей власти – короны. Кроме того, в эпоху античности и в средние века цветы часто использовали как источник ароматических масел. 

"Использовались в качестве духов, и вообще такие ароматные растения, которые выделяют всякие эфирные масла, очень часто использовались. Потому что ведь тогда не было канализации, и все выливалось на улицу. Поэтому, конечно, запахи были чудовищные, и для того, чтобы как-то от них избавиться, использовали как раз цветы", - сообщила президент Ассоциации российских флористов Валентина Сафронова.

В средневековой Англии придумали даже специальное название для букетов, которые использовали как освежители воздуха. Это "ноузгей", что в дословном переводе означает "веселый нос". 

"Это такой маленький, небольшой букетик, составленный, как правило, из каких-то пряных трав, ярких цветов с необычным ароматом. Судьи, которые спускались в казематы, подвалы по работе, часто  использовали такой букетик. Носили его с собой для того, чтобы перебить этот запах немытых тел", – поделился эксперт Сухаржевский.

Фото: © Скриншот видео

Языком цветов: о чем можно было сказать с помощью букета

В 18-м веке у европейской аристократии появилось новое увлечение – флориография ( язык цветов). С помощью различных цветочных композиций дамы и кавалеры шифровали тайные послания своим возлюбленным. 

"То есть нельзя было напрямую сказать ни о своих чувствах, ни о каких-то своих переживаниях. И вот язык букета, цветов стал именно таким посредником в этих взаимодействиях. Например, гортензия являлась символом бессердечия. Белый – это всегда цвет невинности", - рассказал эксперт Сухаржевский.

Язык цветов придумали в Османской империи. И появился он изначально в гаремах. По одной из версий, флориографию изобрели жены и наложницы турецких аристократов для цветочных шифровок своим любовникам. А европейцев с языком цветов ознакомила жена британского посла в Стамбуле, леди Мэри Уортли Монтегю. Впоследствии изобретение османских женщин пригодилось и военным. 

"Существует такой факт, что во время Русско-турецкой войны для передачи каких-то секретных сведений использовались букеты. То есть именно букет (собранные цветы), и они имели определенное значение. Ну, естественно, это был шифр", –  поделилась Валентина Сафронова.

Фото: © Wiktor Mazurowski

Как тюльпан едва не обрушил экономику Нидерландов

Из Османской империи в Европу также завезли цветок, который в 17-м веке едва не обрушил экономику Нидерландов. Это обыкновенный тюльпан. Сегодня он стоит копейки, но в средние века тюльпаны ценились на вес золота. 

Дело в том, что у этих цветов есть одна интересная особенность. Они иногда меняют свою окраску – на их лепестках со временем появляются полосы, штрихи, причудливые рисунки. Ученые давно выяснили, что причина такой пестроты – вирусное заболевание тюльпанов. Но в средние века изменение окраса цветка считалось настоящим чудом. Всего одну луковицу пестрого тюльпана можно было обменять на небольшое поместье. 

"Например, в 1623 году одна луковица стоила тысяча флорино, то есть в переводе  на текущие деньги в рублях – около шести с половиной миллионов. А одна корова стоила 100 флоринов, голландец в среднем за год получал зарплату в 150 флоринов. То есть, в принципе, это была работа десяти человек за год", – поделился Георгий Сухаржевский.

В 30-х годах 17-го века Нидерланды охватила тюльпановая лихорадка. В стране начался ажиотажный рост цен на эти растения. Голландцы продавали свои дома, фермерские хозяйства, закладывали фамильные драгоценности, влезали в долги - только ради того, чтобы раздобыть деньги хотя бы на одну луковицу тюльпана. 

Фото: © Скриншот видео

"Это было настоящее безумие, мания, которая охватила Голландию. Тюльпан стал предметом спекуляции национального масштаба", – отметил экономист Питер Энгабер.

Поскольку спрос на тюльпаны превышал предложение, голландцы начали торговать еще не выращенными луковицами, обязуясь доставить их своим покупателям по контракту, в обговоренный срок. Торговля воздухом привела к возникновению многочисленных финансовых пирамид. В итоге в 1637 году мыльный пузырь лопнул, рынок обрушился, и в стране начался многолетний кризис. 

"А случилось это потому, что, в принципе, вся экономика стала заточена только под тюльпаны – не было, как сейчас говорят, диверсификации. Соответственно, все занимались только этим бизнесом, и вот произошла такая ситуация, когда цены резко обрушились. Очень многие разорились, закрыли свои тюльпановые хозяйства", – рассказал эксперт Георгий Сухаржевский.

Сегодня Нидерланды – один из мировых лидеров по выращиванию и экспорту цветов. Здесь работают крупнейшие на планете аукционы, где ежедневно продают десятки миллионов растений. Сотрудники торговой площадки в Алсмере рассказывают, как однажды с молотка ушел рекордный в их практике лот: якобы один из арабских бизнесменов отправил своей возлюбленной в Дубай 150 000 роз. 

Фото: © Скриншот видео

"Один лишь только склад цветочного аукциона в Алсмере – это здание 500 на 800 метров. Весь Ватикан мог бы уместиться на этой площади. А если включить еще пространство, где находятся покупатели, то получится территория размером с Монако", – рассказал сотрудник аукциона по продаже цветов в Алсмере Мишель ван Шие.

Как в России появилась традиция дарить цветы

К слову, в свое время Нидерланды повлияли и на развитие цветочного бизнеса в России. Это произошло с подачи Петра I, который привез из Голландии не только мешок картофельных клубней, но и несколько луковиц тюльпанов, а также технологии нидерландских садоводов. Царь увлекся ботаникой и заложил в Петербурге Летний сад, где сам высаживал редкие растения и ухаживал за ними. 

Примеру государя последовали и придворные – дворяне превращали свои поместья в оранжереи, на обустройство которых тратили немалые деньги. А вот традиция дарения цветов в нашей стране появилась позже – примерно в 19-м веке. 

"Появилась традиция дарить цветы актрисам – это стало модным веянием. И постепенно-постепенно вот эта традиция перешла уже и на всех остальных дам высшего света. И, конечно, какие-то букеты себе могли позволить только очень обеспеченные люди, потому что цветы были редким и штучным товаром", –  рассказал Георгий Сухаржевский.

Фото: © Скриншот видео

Относительно редким товаром цветы являлись и в Советском Союзе. Особо острый дефицит возникал по праздникам: к цветочным магазинам выстраивались очереди не меньшей длины, чем за водкой. Дело в том, что СССР редко импортировал цветы, а тех, что выращивали в стране, не хватало. 

"Все-таки Советский Союз – это плановая экономика, то есть государство решает, что нужно и в каком объеме производить для населения. И, конечно, цветы были совершенно не в начале этого списка. И второй момент: территория нашей страны в основном находится в холодном поясе, когда зима превалирует над всеми другими временами года. И поэтому само выращивание цветов – это сложный технический процесс", – поделился информацией эксперт Сухаржевский.

Цветочный дефицит в СССР даже стал темой для карикатур. Например, такие печатали в самом популярном сатирическом журнале страны – "Крокодиле". Одна из карикатур посвящена советской "цветочной мафии", которая контролировала нелегальную торговлю цветами на рынках. Дефицитный товар привозили к праздникам из южных республик СССР. 

Фото: © Скриншот видео

"И многие люди, которые жили в кавказских республиках, они на это время немножко лукавили: просили врачей сделать им больничные для того, чтобы можно было поехать в столицу и заняться спокойно продажей", –  сообщил Георгий Сухаржевский.

В современной России купить любые (даже самые экзотические) цветы к празднику – не проблема. Наша страна входит в список крупнейших импортеров цветов в мире. Правда, основные поставки теперь идут не из Нидерландов, а из Эквадора, Кении и Колумбии. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1082479 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1082479')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1082479", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1082479', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1082479(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1082479(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })