в удобном формате
Памятник Бабе Яге установят на Крепостной горе в Ставрополе. Место для скульптуры выбрали горожане. Статуи этой колдуньи уже украшают Екатеринбург, Челябинск, Уфу, Омск и даже Нью-Йорк. Хотя добрым характером Баба Яга не отличалась и то и дело хотела зажарить своих гостей в печи.
Почему в русских народных сказаниях так много жестокости? Есть ли реальный прототип мифического злодея Кощея? И зачем на самом деле Баба Яга сажала детей на лопату и отправляла прямо в огонь? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Баба Яга в разных странах
Горбатая старуха с крючковатым носом, живущая на окраине леса в избушке на курьих ножках, – так в славянских сказках описывают Бабу Ягу – ведьму, ворующую детей. Историки полагают, что у злой колдуньи был реальный прототип.
До сих пор точно неизвестно, где родилась Баба Яга и какой она национальности. Злая колдунья встречается в фольклоре разных стран. Так, в Польше ее называют Едзой, в Чехии – Ежи-бабой, а в Японии – Ямаубой. В переводе с японского "ямауба" означает "горная старуха".
"Она отличается от нашей Бабы Яги тем, что умеет принимать образы разных людей, зверей для того, чтобы заманивать путников и совершать с ними нехорошие действия", – объяснила культуролог Мария Эрлих.
Прообраз мифической колдуньи
Есть версия, что Баба Яга была на самом деле была мужчиной. Дело в том, что имя колдуньи созвучно с тюркским словом "баба-ага". Так в древности называли татаро-монгольских воинов, которые забирали славянских детей в рабство. Предположительно, один из таких воинов и стал прообразом мифической Бабы Яги.
"Образ Бабы Яги вообще не для детей. Сказки рассказывались взрослыми для взрослых. Это была целая система ценностей, комментариев. И это отпечаталось в коллективной памяти и сохранилось в мифах", – рассказала кандидат филологических наук Мария Штейнман.
Зачем Баба Яга хотела отправить детей в печь
Есть и другая версия: многие историки полагают, что Баба Яга была целительницей. Согласно славянским мифам, колдунья только угрожала похищенным детям отправить их в печь и съесть. В действительности же Баба Яга ни разу не отобедала ни одним ребенком. Исследователи считают, что лесная ведьма и не планировала убивать детей, она всего-навсего хотела их вылечить. Так же, как это делали древние знахарки.
"Баба Яга имеет свои основы поведения древних знахарок, которые брали младенцев, и устраивала так называемые допекания в печи. На самом деле существовала такая практика, когда ребенка помещали в шубе в остывающую печь, где слабый или недоношенный ребенок получал гораздо больше сил и здоровья", – отметила культуролог.
Кого на Руси называли Кощеем
Реальный прототип был и у Кощея Бессмертного – тощего старика, похищающего девушек. Имя этого мифического злодея упоминается в "Слове о полку Игореве".
"Собственно, противника князя Игоря называют "поганым Кощеем". То есть в любом случае мы понимаем, что речь идет не о бессмертном существе, злобном и неуязвимом", – подчеркнула филолог.
По мнению историков, автор древнерусской поэмы называл Кощеем половецкого хана Кончака. Он совершал набеги на Киев и Переяславль, а также вмешивался в междоусобные распри русских князей. Прославился как жестокий полководец и работорговец. Но почему Кончака прозвали Кощеем, доподлинно неизвестно.
"Одни говорят, что это от "кость" – костлявый. Другие выстраивают тюркскую этимологию. Достоверно сказать, откуда это имя, совершенно невозможно", – пояснила кандидат филологических наук Варвара Добровольская.
Со времени на Руси стали называть кощеями всех работорговцев. Постепенно это слово утратило первоначальный смысл и превратилось в обычное имя. Как правило, это давали слабым, худым и болезненным детям.
Двойственность лешего
А вот к лешему на Руси было двойственное отношение: с одной стороны, к лесному духу относились с уважением и считали хозяином леса. С другой стороны, опасались его: считалось, что он мог жестоко наказать странников, пришедшихся ему не по духу.
"Он также мог наказать любого, кто пришел с недобрыми помыслами. Выглядел совершенно по-разному. Дело в том, что леший являлся людям в том виде, в котором было необходимо: если надо было для устрашения, он являлся чем-то устрашающим", – говорит мифолог Павел Шубин.
Самый известный персонаж сказок
Но, пожалуй, самый знаменитый персонаж мировых сказок – Змей Горыныч. Образ этого существа встречается в мифологии Вавилона и Древнего Египта. В славянских сказках Змея Горыныча изображают как трехглавого огнедышащего змея, живущего в горах и похищающего молодых девушек. С жестоким чудовищем на Руси сравнивали татаро-монголов, которые совершали набеги на русские земли и сжигали целые города.
"В случае со Змеем Горынычем персонаж был заявлен явно негативным. Это открыто злобный персонаж", – заметили мифолог.
Без злодеев не обходится ни одна славянская сказка. По мнению психологов, отрицательные персонажи на самом деле помогают ребенку справиться со своими страхами и подготовиться ко взрослой жизни. Кроме того, почти в каждой страшной сказке описаны древние обычаи, ритуалы и легенды наших предков.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.