window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
20 января 2023, 16:53

Болливуд: история, причины успеха и поражающие воображение факты

Самый долгий экранный поцелуй в индийском кино принадлежит фильму "Карма". Там героиня целует своего партнера целых четыре минуты
Фото: © Global Look Press/Moviestore Collection/face to face
Читать ren.tv в

У каждого человека своя ассоциация со словом "Индия". У кого-то это слоны, у кого-то – река Ганг, у кого-то – Махатма Ганди. Но есть слово, которое объединяет абсолютно всех, – Болливуд. Киноиндустрия, аудитория которой оценивается в три миллиарда зрителей, выпускает несколько сотен фильмов в год и превосходит по производству даже Голливуд. 

Но не стоит принимать Болливуд за дальнего родственника "фабрики грез" – это самостоятельная империя со своей историей и своими особенностями. О громко поющем и весело танцующем индийском кино Болливуда – в материале РЕН ТВ.

Болливуд – история названия

Болливудом называются не все индийские фильмы, а только снятые в городе Мумбаи на языке хинди. Географическая привязка отражена и в названии — оно отсылает к американскому Голливуду, но первая буква "Б" позаимствована из слова "Бомбей", как до 1995 года назывался Мумбаи. Термин впервые появился в 1970-х, но закрепился в 1990-х, когда индийское кино начало появляться в широком зарубежном прокате. 

Фото: © TASS/imago images/Hindustan Times

Жанры болливудских фильмов

Болливудские фильмы бывают любых жанров. В них затрагиваются абсолютно разные темы — от голода в Бенгалии до кастовой дискриминации, от борьбы за права женщин до вынужденной миграции крестьян в крупные города, от борьбы с британскими колонизаторами до разделения Индии и Пакистана.

К слову, Болливуд далеко не единственная киноиндустрия в Индии. Колливуд, Молливуд и Толливуд не менее известны в пределах страны и представляют кинокартины не только на хинди, но и на других языках, а их в Индии 22.

Фото: © кадр из фильма "Ну что, влюбился?"

Как появилось индийское кино

История индийского кино берет начало в 1899 году. Первые фильмы были документальными. Полнометражную картину сняли в 1913 году. "Раджа Харишчандра" был работой отца индийского кино Дадасахеба Пхальке и повествовал о правителе, который отличался высокой нравственностью. 

Этот фильм тут же привлек внимание зрителя пикантными кадрами — эротическая сцена купания девушек-служанок в бассейне и по сегодняшним меркам довольно откровенна. Стоит, впрочем, оговориться, что роли женщин в мокрых облегающих сари исполнили загримированные мужчины. 

В 1931 году на суд зрителей был представлен первый звуковой индийский киношедевр "Свет мира". Костюмированная сказка была основана на известной в те годы пьесе, чей сюжет достоин современной мыльной оперы. К сожалению, посмотреть эту картину сегодня невозможно: она безвозвратно утеряна. 

Тем не менее наряды и музыкальное оформление покорили сердце публики: с тех пор индийские фильмы чем-то стали похожи на американские мюзиклы, хотя, строго говоря, по жанру они к ним не относятся. В 1930-х годах начало формироваться самобытное индийское кино с его непременными песнями и танцами.

Фото: © кадр из фильма Свет мира"

Что такое "масала" в Болливуде 

Любителям индийской кухни хорошо знакома масала – смесь специй для приготовления пряных блюд и чая. У любителей индийского кино – своя масала. Именно так называется уникальный тип болливудских фильмов, который сформировался в 1970-е годы. Он остается популярным и сегодня. 

По сути, это жанровый и сюжетный микс – в одном фильме может быть комедийная, романтическая, драматическая, криминальная и приключенческая составляющие, причем смещение с одного жанра на другой в пределах картины бывает довольно ощутимым. В масала также часто параллельно развиваются несколько сюжетных линий и подтем.

Фото: © кадр из фильма "Зита и Гита"

Особенности масала-фильмов Болливуда

Звезды и герои

Важный элемент любого болливудского фильма – главные герои. Их образы немного гиперболизированы: герой-мужчина обязательно мужественный, храбрый и отважный, героиня-девушка – красивая и обаятельная, злодей – хитрый и подлый. Играть этих персонажей обязательно должны известные актеры, потому что многие индийцы в кино идут именно за тем, чтобы посмотреть на звезд.

Индийские танцы

Лучшее в Болливуде – это, конечно же, музыкально-танцевальные номера. Танец с экранов не пропадал с самого начала развития индийского кино, он в фильмах выступает и как элемент уважения к традициям, и как инструмент для рассказывания историй.

Индийский танец обязательно включает в себя четыре элемента: движения ступней, движения шеи, активная лицевая мимика и жестикуляция. Со временем танцы в кино стали использоваться не для пояснения происходящего, а просто для того, чтобы разбавить сюжет: группа танцоров может возникнуть рядом с главным героем в момент между сценами, чтобы просто станцевать на радость зрителю.

Фото: © image кадр из фильма "Болливуд: Величайшая история любви"

Песни в кино

Когда смотришь продукцию Болливуда, создается впечатление, что красочно одетые актеры все как один обладают непревзойденными вокальными данными. На самом деле за них в большинстве случаев поют профессиональные звезды индийской сцены, так что преобладающее количество поп-хитов – это саундтреки. 

Еще один важный момент заключается в том, что создатели, к примеру, бродвейских мюзиклов весьма логично вставляют в сюжет песни и танцы, и происходящее на сцене кажется зрителю вполне естественным. В индийском фильме веселье зачастую начинается неожиданно: так принято делать для передачи эмоционального состояния героев в конкретной ситуации.

Почему продукция Болливуда такая успешная

Успех болливудских картин объясняют их терапевтическим эффектом: это кино заставляет забыть о печали и переносит в чудесный мир, где все заканчивается неизменно хорошо. 

Еще индийским зрителям очень нравится ироническое переосмысление голливудских стереотипов. Американцы смеются над нелепостью экшен-сцен и любовных объяснений в индийских фильмах, хотя в Болливуде всего лишь утрируют приемы, которые активно эксплуатирует "фабрика грез".

Экшен-сцены напоминают об американских боевиках, где один герой справляется с толпой противников. Признания в любви – о романтических комедиях про невзрачную барышню, которая встречает прекрасного принца. Интриги с пропавшим наследством и подделанным завещанием – о мыльных операх, заполонивших американские телеэкраны на волне популярности "Санта-Барбары".

Кроме этого, продукция Болливуда – это еще и патриотическое высказывание, своеобразное признание в любви к Индии во всем ее разнообразии. Она транслирует традиционные ценности, апеллируя к долгу, чести и совести. 

В кино индийцам нравится подчеркивать преимущества перед США и Европой: например, американские свадьбы никогда не сравнятся по размаху и веселью с индийскими, а британская кухня во всем уступает индийской.

Фото: © кадр из фильма "Болливуд: Величайшая история любви"

Интересные факты о Болливуде

  • У многих актеров Болливуда одинаковые фамилии. Это вовсе не значит, что все они родственники, но в Болливуде действительно распространена преемственность. Случается, что в фильмах задействованы представители нескольких поколений. Например, в роду Капур есть режиссеры, актеры и продюсеры.
  • Самый долгий экранный поцелуй принадлежит фильму "Карма", снятому 90 лет назад. Там героиня Девики Рани (кстати, жены Святослава Рериха) целует своего партнера целых четыре минуты.
  • Большинство индийских моделей попробовали себя в роли актрис. Так, в кино снималась Айшвария Рай, получившая титул "Мисс Мира" в 1994 году, а также Приянка Чопра, которой эта же награда досталась в 2000 году.
Фото: © Приянка Чопра. Global Look Press/Moviestore Collection/face to face
  • В 1990 году Болливуд попал в Книгу рекордов Гиннесса: 948 выпущенных кинолент за год, что вдвое больше, чем в Голливуде. Местные режиссеры не стремились к накоплениям, наслаждаясь самим процессом: прибыль от очередной картины немедленно направлялась на производство следующей. Если на ком и экономили, так это на сценаристах: большинство индийских фильмов того времени снимались по шаблону, а основная идея доносилась до зрителя намеками. Так, обморок у героини в фильме того времени (и часто до сих пор) означает, что она беременна. Туман – что сцена разворачивается в воображении героя. Если у кровати задуло ветром свечу, значит, персонаж скончался. Ну а если гладко выбритый парень вдруг обзавелся бородой, значит, он терпит полный крах на личном фронте.
  • Европейские зрители часто сетуют на продолжительность болливудских фильмов – нередко они длятся по три-четыре часа. Эта особенность обусловлена самим ритмом жизни индийцев: если недельная поездка на поезде или двухнедельная свадьба их нисколько не смущают, то что говорить о многочасовом просмотре фильма! Они готовы смотреть кино весь вечер, чтобы сполна проникнуться эмоциями героев.
  • Шахрух Хан недаром носит прозвище Король Болливуда: на его счету около 80 киноработ. И 19 миллиардов долларов – он самый богатый актер Индии (и второй в мировом рейтинге после Джерри Сайнфелда).

Самые известные фильмы Болливуда

Мать Индия/Mother India (1957)

Фильм, в котором снимались Наргис, Сунил Датт и Раджендра Кумар, был номинирован на "Оскар" (за всю истории только пять фильмов Болливуда были номинированы на эту премию). Картина, известная своей культурной и патриотической значимостью, является классикой Болливуда.

Великий Могол/Mughal-e-Azam (1960)

Мелодрама с участием Дилипа Кумара, Мадхубалы и Притхвираджа Капура была одним из самых дорогих фильмов того времени. Эта любовная сага играет важную роль в истории кино на хинди.

Господин, госпожа и слуга/Sahib Bibi Aur Ghulam (1962)

Этот фильм по одноименному роману бенгальского писателя Бимала Митры был высоко оценен публикой и критиками. Он попал в список "100 лучших фильмов за все время" журнала TIME. 

Зита и Гита/Seeta aur Geeta (1972)

"Зита и Гита" – лента, снискавшая массовую любовь у советского зрителя и ставшая у нас именем нарицательным для индийских фильмов вообще. Трогательную историю о разлученных в младенчестве близнецах в советском прокате посмотрели более 55 миллионов человек, и комедийная мелодрама прочно обосновалась в рейтинге популярных индийских кинохитов.

Фото: © кадр из фильма "Зита и Гита"

Месть и закон/Sholay (1975)

Самый кассовый фильм за всю историю индийского кинематографа признан лучшей картиной и за всю историю Болливуда. Абсолютный хит, который породил не одно поколение любителей болливудского кино. Его видел, пожалуй, каждый мальчишка Советского Союза.

"Месть и закон" снят по мотивам известного вестерна "Великолепная семерка", но приправлен доброй порцией индийской масалы. Здесь и погони на конях, и драматический танец прекрасной девушки на осколках стекла, и отчаяние, и торжество справедливости. "Месть и закон" демонстрировали в кинотеатрах Индии в течение целых пяти лет. 

Танцор диско/Disco dancer (1982)

Фильм – настоящий бриллиант среди индийской киноклассики. Именно в этой картине звучит та самая песня "Jimmy Jimmy Jimmy Aaja" – "Иди сюда, Джимми". При всей незатейливости сюжета (превращение уличного мальчишки в суперзвезду) картина смотрится на одном дыхании. В этом фильме есть все, что нужно любителю индийского кино, – любовь, слезы, предательство, торжество справедливости и мелодичные песни. 

Фото: © кадр из фильма "Танцор диско"

Кто я для тебя?/Hum Aapke Hai Koun…! (1994)

Мелодрама, снятая в Болливуде и собравшая полтора десятка наград, по праву считается культовой. Самый успешный фильм 1990-х годов в Индии классифицирован как All Time Blockbuster и является вторым по величине кассовых сборов за всю историю индийского кино. 

3 идиота/3 idiots (2009)

Отличная болливудская комедия о двух друзьях, которые отправляются искать своего третьего приятеля, с которым вместе учились в университете. В процессе поиска они узнают своего однокашника с другой стороны. Это фильм с множеством жизненных уроков, например, о том, как важно ценить каждый момент и как дружеская поддержка может помочь справиться с трудностями.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1067806 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1067806')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1067806', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1067806', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1067806(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1067806(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })