window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 ноября 2022, 17:00

Мастера боевых искусств: чем прославился дагестанский Шаолинь

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Посетить легендарную школу боевых искусств можно, не покидая пределов России

О китайском монастыре Шаолинь знает весь мир. Эта школа боевых искусств настолько знаменита, что о ее выпускниках слагают легенды и снимают фильмы. Первая обитель, где готовили монахов-бойцов, появилась в Поднебесной еще в V веке. Современная школа намного моложе, ей всего 40 лет. Но она не менее популярна. Это настоящая империя с десятками тысяч учеников, которых обучают не только традиционному ушу, но и многим другим видам единоборств и даже боевой хореографии для кино.

Попасть в китайский Шаолинь сегодня не так просто. Но расстраиваться не стоит, поскольку у современной школы с легендарным монастырем мало общего – его полностью уничтожили в 1928 году и сожгли дотла. Зато в нашей стране есть своя уникальная школа единоборств, которую не зря прозвали российским Шаолинем. Как до нее добраться? Маршрут подскажут "Прогулки по неизвестной России".

Джума-мечеть в Махачкале

В Махачкале находится самая знаменитая святыня региона и визитная карточка города – Джума-мечеть. Так называют главную соборную мечеть города – место, куда по пятницам в полдень верующие приходят на коллективную молитву. Они есть и в других городах, и есть определенные сходства между святынями – это всегда большое здание, где во дворе могут собраться сотни, тысячи или даже десятки тысяч людей. Махачкалинская рассчитана на 15 тысяч человек, но такой огромной она стала не сразу.

Здание Джума-мечети построили в девяностых годах прошлого века. Помогла одна из турецких семей, возможно, поэтому и первым имамом тут был выходец из Турции – Хафиз Айдын. Изначально сооружение было меньше современного. Но после открытия святыни в 1997 году оказалось, что верующим там не хватает места. И тогда жители Махачкалы собрали на ее расширение более 25 миллионов рублей.

Из Махачкалы можно отправиться к другим достопримечательностям, включая российский Шаолинь. Как и заграничный аналог, он находится не в столице региона, а в небольшом селе, куда еще надо добраться. А по пути как раз можно заехать еще в несколько удивительных мест.

Дагестанский шоколад – необычный суперфуд

Сегодня все говорят о суперфудах, так называют разную еду, которая очень полезна для здоровья. Например, об уникальных свойствах ягод годжи кричат все любители здорового образа жизни и модные блогеры на диетах. Чаще всего под суперфудом подразумевают очень экзотическую и дорогую заграничную диковинку. Но есть и российский продукт с уникальными свойствами, о котором многие жители страны даже не слышали. А в Дагестане он стал одной из самых популярных закусок.

Урбеч – национальное дагестанское блюдо, которое, по сути, является пастой из семян льна или кунжута, также могут использоваться орехи. А повар будет добавлять туда разные фрукты. Дагестан считают родиной урбеча. Название смеси произошло от слова "урба" – в переводе это значит "лен", ведь изначально блюдо готовили из семян белого и черного льна. Иногда это блюдо называют дагестанским шоколадом, но ничего общего со сладостью из какао-бобов у него на самом деле нет.

На заводе в Дагестане урбеч производят в промышленных масштабах, но по традиционному рецепту. Никакого масла и пищевых добавок-красителей, только натуральные ингредиенты. А благодаря национальному проекту "Мой бизнес" и Центру поддержки предпринимателей Республики Дагестан у марки появились свой фирменный стиль и качественная реклама. Так о бренде узнали далеко за пределами региона.

Древнейшая "горная многоэтажка"

Высокогорное село Чох – одно из старейших в Дагестане и вообще на Северном Кавказе. В начале двухтысячных этот аул мог стать «призраком». В горах жить тяжело, люди уезжали отсюда в большие города, где комфортнее и проще. Из Чоха тоже многие уехали, и он почти опустел. Но все изменилось благодаря всего одному человеку.

Аул Чох находится на высоте почти 2 тысяч метров над уровнем моря в котловане Андалалской долины. Поселение со всех сторон окружают горы. Поэтому дома здесь словно нависают друг над другом. За это Чох даже прозвали «горной многоэтажкой». Поселению более 700 лет. Когда-то через аул проходил Великий Шелковый путь. В село упирались шесть дорог, по которым шли торговые караваны. Здесь купцы закупали товары у ремесленников – оружейников, камнерезов и ювелиров. В те дни в Чохе почти в каждом доме жил какой-нибудь мастер.

По легенде, аул Чох основал арабский завоеватель Абу-Муслим. Он объединил 12 мелких сел, а во главе нового поселения поставил древнейший из родов. Уходя, он оставил старшему из этого рода свои шашку, халат и знамя, чтобы каждый год в день Ураза-байрам старейшина аула поднимался на крышу соборной мечети и трижды махал шашкой в сторону села Ругуджа. Ведь там жили люди, которые последними в этих землях приняли ислам. Говорят, эту традицию соблюдали еще несколько десятилетий назад.

Сегодня в Чохе оружием не размахивают, сюда приезжают, чтобы проникнуться духом настоящего горного Дагестана, прогуляться по древним узким улочкам и обязательно заглянуть в самый старинный дом на вершине горы. Ему стукнуло почти 150 лет.

Село процветает благодаря Зауру Цолохову. Он родился и вырос в этом ауле, после школы уехал в Махачкалу учиться. Закончил юридический, сходил в армию и вместо того, чтобы остаться в столице, делать карьеру, неожиданно вернулся в родное село, к тому времени уже почти опустевшее. Многие соседи продавали свои дома за бесценок и уезжали, но только не он. У Заура была совсем другая мечта.

Здесь он занялся проектом "Этнодом". Цохолов выиграл грант и на эти деньги начал реставрацию здания 1875 года постройки. В 2018 году Этнодом открыл свои двери для первых гостей, с тех пор тут всегда людно. Номера забронированы на месяцы вперед.

Туристы в Чохе не скучают: во-первых, тут можно потратить целый день только на прогулку по самому старинному аулу; во-вторых, съездить на джипах в соседний город-призрак Гамсутль, отправиться на конную прогулку или посмотреть на древнюю неолитическую стоянку человека. Ее нашли совсем рядом с Чохом. Оказалось, в этих местах люди поселились более 6 тысяч лет назад.

Знаменитый дагестанский Шаолинь 

В небольшом поселении Халимбекаул еще во времена СССР появилась первая народная школа боевых искусств. Организовали ее дагестанец Гусейн Магомаев и его жена Ольга, построив все с нуля своими руками. А теперь это, пожалуй, самая знаменитая спортивная школа-интернат в России, о которой знают даже за границей. В Китае и Японии ее выпускников очень уважают и даже побаиваются.

Гусейн Магомаев рассказал, что школу называют дагестанским Шаолинем, поскольку тут преподают, изучают и пропагандируют в основном китайские боевые искусства. И имя присвоили почти автоматически. Мало того, он дружит с Ши Юнсинем – главным монахом Шаолиня.

В дагестанском Шаолине так же, как и в знаменитом китайском монастыре, ученики не только учатся, но и живут. Российский интернат намного меньше коммерческой империи учебных заведений КНР, зато здесь все по-домашнему, почти по-семейному. А преподаватели знают каждого школьника в лицо и по имени. Выпускники дагестанского Шаолиня часто становятся звездами спорта. Именно тут тренировались и обучались два пятикратных чемпиона мира по ушу и единственный обладатель международного титула «Король кунг-фу» родом не из Китая.

Тут знают и древнюю восточную практику тайцзицюань – классическую китайскую гимнастику. Тайцзицюань в переводе с китайского означает "кулак Великого Предела". Это так называемое внутреннее боевое искусство и один из видов ушу. Правда, чаще всего его используют в качестве оздоровительной гимнастики, хотя приставка "цюань", тот самый "кулак", в культуре Поднебесной подразумевает, что это все же боевое искусство.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1043169 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1043169')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1043169', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1043169', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1043169(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1043169(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })