window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
27 сентября 2022, 18:00

Астраханская долина лотосов: как увидеть азиатское чудо на юге России

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Чтобы полюбоваться императорскими цветами, не придется ехать в Китай. Достаточно отправиться в путешествие по Астраханской области.

Императорский сад Бэйхай – жемчужина Китая. Он находится в Пекине неподалеку от Запретного города. Почти десять веков прогуливаться по его аллеям могли лишь члены императорской семьи, но с 1925 года сад открыли для публики, и он тут же стал одной из самых посещаемых достопримечательностей Поднебесной. Старинные дворцы, величественные храмы и десятки живописных озер, покрытые лотосами, словно ковром. 

В дни цветения здесь яблоку негде упасть. Миллионы туристов со всей планеты приезжают в Бэйхай, чтобы увидеть эту красоту. Из-за такого столпотворения полюбоваться пейзажем каждого посетителя пускают лишь на несколько минут. Чтобы задержаться подольше и сделать яркие фото, придется заплатить отдельно. Даже прикоснуться к цветам, понюхать их или прокатиться на лодке не выйдет – все под запретом.

К счастью, в России тоже есть место, где можно полюбоваться лотосами. В отличие от китайских, наши цветы можно увидеть не только с берега – к ним можно даже подплыть на лодке. Также всех туристов ждет необычный сюрприз, о котором мы расскажем в "Прогулках по неизвестной России".

Старт с нулевого километра

Водоемы с лотосами есть сразу в нескольких регионах России: Краснодарском крае, Дальнем Востоке и  Волгоградской области. Но больше всего цветов можно отыскать в дельте Волги неподалеку от Астрахани. Астраханская область – один из самых многонациональных регионов нашей страны – здесь проживают представители более 147 народностей со своими вероисповеданиями и традициями. Сейчас все они мирно уживаются в одном регионе, но так было не  всегда.

Во времена Российской империи Астрахань называли самым бунтующим городом. Местные жители постоянно восставали против властей. Они поддержали бунты Ивана Болотникова и Степана Разина, а в начале XVIII века здесь случился самый удивительный протест в истории России – так называемый Свадебный бунт. Девятого августа 1705 года астраханцы одновременно сыграли сотни свадеб из-за запрета Петра Первого выдавать русских девушек за иностранцев.

Сегодня в Астрахани никто не бунтует, а все местные молодожены после загса непременно отправляются на пересечение улиц Чернышевского и Кирова – это место обязательно включают в программу свадебной или туристической фотосессии из-за одного столба. Здесь находится нулевой километр – веками именно отсюда отсчитывали расстояние до других городов. А теперь приходят загадать желание и сделать памятное фото. 

Столб установили по приказу Петра Первого в 1722 году. Царь повелел вести отсчет верст от Москвы до городов России по землям и рекам. Астраханский столб, как и многие другие, установили рядом со зданием Главпочтамта. 

Сказочный терем купца Тетюшинова

На Коммунистической улице находится еще один центр притяжения туристов – так называемый Астраханский терем. Его будто перенесли в Астрахань из сказки, но на самом деле удивительный терем в XIX веке возвел купец Григорий Тетюшинов. Он не только хотел жить в красивом доме, но и мечтал увековечить свое имя. Поэтому к строительству подошел основательно: изучил сотни архитектурных журналов и нанял лучших плотников и зодчих Астрахани. 

Терем Тетюшинова напоминает классические загородные дома XVIII века, но это лишь первое впечатление. Ажурные фронтоны, славянские символы на окнах и узорные фризы отличали жилище купца от всех остальных. Так как Тетюшинов занимался судостроением, веранды в доме он сделал в форме корабля, а еще спроектировал широкие двухъярусные галереи. Раньше купеческая семья устраивала на них вечерние чаепития. 

Вплоть до 1930-х годов домом владели потомки купца, а потом его отдали под коммунальные квартиры. И лишь 12 лет назад здесь открыли музей. На первом этаже здания находятся выставочные залы, а на втором – постоянная экспозиция, посвященная семье Тетюшиновых. 

Интересно, что посетителей музея встречают на входе сам купец Тетюшинов и его жена Глафира Ивановна. Вернее, работники музея, переодетые в костюмы, – такой интерактив помогает лучше проникнуться атмосферой XIX века.

Обстановка в музее – классическое убранство купеческого дома XIX века. Интерьеры восстанавливали, что называется, с миру по нитке. Астраханцы сами приносили сотрудникам музея старинную мебель, вековые книги и раритетную посуду. А вот личных вещей семьи Тетюшиновых в музее почти нет, поскольку они не сохранились до наших дней.

"Лунные арбузы" с волшебной бахчи

Еще Астрахань знаменита своими арбузами. И это неудивительно, ведь четверть всего урожая гигантских ягод выращивают именно здесь. В нашей стране гигантские ягоды появились только в XIII веке благодаря заморским торговцам – деликатес выращивали в отдаленных губерниях Поволжья и подавали на стол богатеям. Говорят, большим поклонником арбузов был Петр Первый. Он даже приказал отчеканить монету с изображением любимой ягоды. 

В наши дни Астраханская область выращивает четверть всего урожая гигантских ягод, а местные фермеры предлагают попробовать самые необычные сорта. К примеру, астраханский селекционер Артем Соколов вывел так называемый лунный арбуз – ягоду с желтой мякотью. На своем участке он выращивает до 700 сортов арбузов, из них 30–40 – основные, которые идут на продажу. 

Артем Соколов – селекционер в третьем поколении. Его предприятие стало одним из самых крупных в регионе, а несколько лет назад арбузных дел мастер получил помощь от государства – так называемую несвязанную поддержку. Это субсидии, которые помогают фермерам компенсировать затраты на сельхозудобрения и защиту растений от вредителей.

При выборе арбуза нужно довериться советам опытного бахчевода. По словам Артема, важно оценить пару деталей. Во-первых, обратить внимание на внешний вид. Если на арбузе есть небольшие потертости и царапины, ничего страшного. Но на нем не должно быть ударов, выбоин и вмятин – в этих местах начинается процесс гниения и брожения, и арбуз становится несъедобным. Во-вторых, нужно перевернуть арбуз. Если внизу есть замечательное, яркое и насыщенное земляное пятно, то он созревал непосредственно на почве.

Поиски Хазарской Атлантиды

По пути к царству лотосов можно отыскать еще одно удивительное место. В селе Семибугры археологи уже несколько лет ищут столицу древнего Хазарского каганата. В Средние века государство кочевников было огромной империей, ведь хазары контролировали территорию от Предкавказья до Днепра. На территории современной Астраханской республики находилась столица империи – город с загадочным названием Итиль. 

Археологи занялись раскопками каганата в 1920-х годах. За сто лет они нашли десятки артефактов и останки нескольких городских укреплений. Пока ученые опознали только два города – Саркел и Самкерц. А вот стертый с лица земли Итиль ищут до сих пор. Три года назад в окрестностях села Семибугры археологи обнаружили могильник и руины еще одного древнего городища. Историки считают, что это поселение затопили воды Каспия. Поэтому его прозвали Хазарской Атлантидой.

Хазарский каганат просуществовал почти 400 лет – с VII по X век нашей эры. Империя пала в 960 году, когда земли захватил русский князь Святослав Игоревич. К тому моменту государство кочевников пришло в упадок из-за постоянных набегов русичей, но именно Святослав сыграл решающую роль в гибели царства. 

Войско князя освободило вятичей – последнее славянское племя, которое все еще находилось под гнетом хазар. А потом русичи сровняли с землей столицу каганата Итиль. Теперь археологи надеются, что им наконец-то удалось найти следы некогда великого города. Если их ожидания оправдаются, то это станет открытием мирового масштаба.

Астраханская долина лотосов в дельте Волги

Чтобы добраться до астраханских лотосовых полей, стоит посетить поселок Каралат. Там можно пересесть на лодку и полчаса плыть до дельты реки Волги. Здесь можно полюбоваться полями и даже понюхать цветы – китайцам такое и не снилось. Но стоит запомнить, что в заповеднике цветы можно только нюхать, а срывать строго-настрого запрещено. Лотосы занесены в Красную книгу, а нарушителей ожидает штраф от 2 с половиной до 20 тысяч рублей. Расстраиваться не стоит, ведь собирать букет из лотосов – занятие бесполезное. Сорванный цветок завянет через несколько часов.

Астраханскую долину лотосов называют азиатским чудом. Местные цветочные поля – самые большие в мире и занимают несколько сотен гектаров. Неудивительно, что именно лотос стал одним из символов Астрахани. В честь этого цветка назвали местный судостроительный завод и городскую телерадиокомпанию. А еще из Астрахани до Москвы ходит фирменный поезд "Лотос", на его вагонах тоже красовался розовый цветок.  

Ученые до сих пор спорят, как азиатские цветы оказались в дельте Волги. Одни уверены, что их привезли буддийские монахи. Другие считают, что семена лотосов попали в заповедник благодаря перелетным птицам, точнее – их помету.

Самым крупным в мире считается сорт "каспийский лотос". Диаметр раскрытого цветка может достигать 30 сантиметров. При этом гигантский цветок держится на воде и не тонет благодаря восковому налету на листьях, из-за которого лепестки не намокают и остаются на плаву. Лотосы цветут в Астраханской области с середины июля до начала сентября. В среднем цветы живут два-три дня, а потом их лепестки опадают. И им на смену приходит новая поросль. 
 

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1028543 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1028543')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1028543", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1028543', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1028543(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1028543(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })