window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
28 сентября 2022, 06:45

Павлов и собачья работа: темные пятна в биографии академика

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Как Павлову удавалось оставаться кумиром советской власти, несмотря на жесткую критику политического режима?
Академик Павлов
Фото: © Репродукция Фотохроники ТАСС

Академик Иван Петрович Павлов – имя этого ученого известно всем, как и словосочетание "собака Павлова". Он стал первым русским Нобелевским лауреатом, создал учение о высшей нервной деятельности, ввел понятия условного и безусловного рефлексов. Но Павлова окружал не только ореол славы: говорили, что он кулаками бил сотрудников за небрежность в работе и плохое обращение с животными. При этом утверждали, что в его лаборатории собак изводили сотнями. Так ли это на самом деле? И как Павлову удавалось до конца жизни оставаться кумиром советской власти, несмотря на жесткую критику политического режима? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история " на РЕН ТВ.

Тернистый путь в науку

Все предки Ивана Павлова со стороны отца и матери были священниками. Казалось, его судьба предрешена. В 15 лет он поступил в Рязанскую духовную семинарию. Россия лишилась бы великого ученого, но в руки семинариста Павлова попала книжка Сеченова "Рефлексы головного мозга". Из-за нее он стал рационалистом до мозга костей и в 1870 году поступил в Петербургский университет.

"Павлову нельзя было поступать на определенные факультеты в связи с его происхождением. Он сначала поступил на юридический факультет, а потом, найдя лазейку в законодательстве, через 17 дней учебы перевелся на медицинский факультет и посвятил всю свою дальнейшую жизнь той теме, за которую он взялся, прочтя Сеченова", – говорит историк, социолог и старший преподаватель МПГУ Юрий Московский.

Безденежная молодость

Павлов с упоением отдавался науке, не обращая внимания на материальные и житейские проблемы. Но к 32-м годам ученого начало угнетать безденежье. Дело в том, что Павлов собрался жениться. Его избранница – двадцатидвухлетняя Серафима Карчевская, девушка из обедневшего дворянского рода, преподавала математику в сельской школе.

Фото: © Скриншот видео

"Надо сказать, что родители Павлова уже подобрали ему невесту – дочку довольно высокопоставленного чиновника. Но сердцу не прикажешь. И Павлов вопреки воле родителей, что вообще для его сословной принадлежности был нонсенс, уехал в Ростов-на-Дону и венчался там. Деньги на свадьбу дали родители невесты", – сказал эксперт.

Первые годы семейной жизни омрачала бедность. Своего дома у молодых не было, приходилось ютиться на казенной квартире у родственников. Часто супруги жили порознь у чужих людей. Первый ребенок Павловых умер в младенчестве, но позже родились еще четверо. Чтобы прокормить семью, жена Павлова подрабатывала репетиторством, несмотря на протесты Ивана Петровича.

Благодарность Нобеля

В 1890 году ситуация изменилась – сорокалетний Павлов стал профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Через год он начал заведовать еще и лабораторией физиологии в Институте экспериментальной медицины. Ученый наконец получил и деньги, и возможности для опытов. Каждое лето семья Павловых снимала в Эстонии просторную дачу. Профессор активно занимался физкультурой: днем ходил с семьей в лес по ягоды-грибы, играл с соседями-профессорами в городки, а вечером устраивал велосипедные прогулки.

В 1892 году Павлов получил деньги от Эммануила Нобеля. Так миллионер отблагодарил Институт экспериментальной медицины за помощь в ликвидации эпидемии холеры в Баку. Там находились нефтяные предприятия Нобелей, доход от которых, кстати, и составил значительную долю будущего фонда Нобелевской премии. Ее учредили спустя девять лет.

Фото: © Скриншот видео

"Сумма, которую Нобели перечислили, составляла 10 000 рублей. На сегодняшний день это около 11 миллионов рублей", – пояснила историк.

Взлеты и падения

Почти все деньги ушли на обустройство экспериментальных лабораторий. Следующие десять лет Павлов занимался вивисекцией – проводил операции на сотнях собак, исследуя физиологию пищеварения. Прежде всего Павлова интересовало, как еда возбуждает секрецию пищеварительных соков. Именно за эти исследования в 1904 году он получил Нобелевскую премию, на которую, кстати, номинировался четыре года подряд, с момента ее учреждения. В пересчете на рубли премия составила более 70 тысяч. Через год Павлов получил еще 50 тысяч рублей – уже от русского мецената Христофора Леденцова. Вскоре на ученого словно из рога изобилия посыпались всевозможные почести.

"Павлов был избран членом Санкт-Петербургской академии наук, Парижской академии наук, Ирландской академии наук. И еще почетным профессором Московского университета", – отметил эксперт.

За рубеж Павлов не уехал, несмотря на заманчивые предложения. У него и в России все складывалось прекрасно, пока не грянула революция. Академик снова остался ни с чем. Павлову пришлось разбить огород во дворе своего института, чтобы прокормить семью. В то время два его сына служили в белой армии, один из них умер от тифа.

"До конца своих дней Павлов не принимал советскую власть. Он говорил все, что он думает – "Да пусть лучше расстреляют. Зато я сделаю свое дело". И ну, уже нечего терять, уже 70 лет, жизнь прожита", – рассказала Назукина.

Лицо советской науки

Но в России не хотели терять маститого ученого. Ленин распорядился создать Павлову особые условия, чтобы он стал лицом советской науки. Даже квартиру ученого в Доме академиков решили не уплотнять.

Фото: © Скриншот видео

"В 21-м году, кстати сказать, ему по личному распоряжению Ленина было предоставлено два академических пайка, и не только ему, но и его собакам тоже. Кстати, произошел анекдотический случай, что он встретился с одним из профессоров на улице, который попросил, возьмите меня в свои собаки. Вот после этого Павлов написал гневное письмо и попросил уравнять его со всеми другими академиками", – сказал Московский.

В результате Павлов добился того, что все питерские ученые получили спецпайки. В 1925 году он возглавил Институт физиологии Академии наук СССР, которым руководил до самой смерти. Примерно тогда же ученый основал биологическую станцию в Колтушах под Ленинградом. В его лаборатории создали все условия для длительных экспериментов над животными.

"Причем, кроме собак, там были козы, даже шимпанзе были. Павлов, в принципе, занимался основополагающими такими вещами, которые одинаковы и у человека, и у животных. Закономерности возникновения рефлексов – едины для всех живых существ. Психика человека тоже зиждется на рефлексах", – говорит биолог Мария Игнатенко.

Эксперименты над сиротами

Именно с этим связано темное пятно в биографии Павлова. Многие зарубежные источники писали, что подопытными прославленного академика были не только собаки, но и беспризорные сироты.

Фото: © Скриншот видео

"О том, что Павлов причастен был ко всем этим экспериментам, данных нет. Занимались этими экспериментами некоторые представители павловской школы, в частности, один из самых значимых и знаменитых это – Николай Красногорский. Поскольку он был педиатром, в качестве такого материала он использовал беспризорных детей", – рассказала историк.

Эти опыты Красногорский описал в своих трудах, а в 1926 году его успехи запечатлел знаменитый кинорежиссер Всеволод Пудовкин в научно-популярном фильме "Механика головного мозга". Детям не дырявили тела, как собакам, но многие были явно испуганы. В принципе, с юными участниками опытов проделывали то же самое, что и с животными. Например, кормили бисквитами под звук метронома, который служил возбудителем условного рефлекса и заставлял усиленно выделяться желудочный сок.

"Они подтвердили факт того, что разницы между физиологией животного и физиологией человека нет. Но поскольку здесь остро встает вопрос этичности того, что было сделано, во многих международных академиях есть специальные комиссии этические, которые бы просто это не пропустили", – отметила эксперт.

"Был ученым до последнего вздоха"

По мнению историков, сам Павлов к неэтичным экспериментам над детьми непричастен, но не знать он них он попросту не мог. Как бы там ни было, в 1930 году академик спас своего коллегу, того самого Николая Красногорского, от репрессий.

"Его семья попала под арест, и единственный, кто осмелился противопоставить себя советской власти и бороться за эту семью, это был Павлов. Из-под ареста Красногорского все-таки Павлов вытащил", – говорит эксперт.

Фото: © Скриншот видео

Академику Павлову действительно было позволено больше, чем другим. В конце 20-х годов, когда в Советском Союзе начались чистки среди интеллигенции, Павлов написал гневное письмо самому Сталину и – ничего. Через несколько лет, в 1933 году в честь 85-летия Павлова, в Колтушах развернули масштабное строительство научного городка, на которое государство потратило баснословные по тем временам деньги – около 10 миллионов рублей. На содержание ежегодно выделяли по миллиону.

Но в 1936 году, в возрасте 87-ми лет, Иван Павлов скоропостижно скончался от пневмонии. До последнего вздоха он оставался ученым. По легенде, Павлов попросил своих учеников фиксировать все стадии его перехода в иной мир. В момент, когда руки Павлова стали кочeнеть, кто-то позвонил в дверь. Один из студентов вышел к посетителю и сказал: "Извините, но академик сейчас очень занят. Он умирaет".

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое смотрите в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1028220 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1028220')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1028220', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1028220', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1028220(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1028220(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })