window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
30 августа 2022, 18:41

Новый СНВ: достигнут ли Россия и США "ядерного компромисса"

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Американский лидер Джо Байден заявил о готовности возобновить переговоры по новой системе контроля над вооружением.
Пуск баллистической ракеты
Фото: © U.S. Air Force/Senior Airman Ian Dudley/Handout via REUTERS

После испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III США заявили о полной боевой готовности американских ядерных сил к выполнению любых задач. Ранее Пентагон откладывал пуски этой ракеты якобы для того, чтобы не портить с Москвой и Пекином отношения, которые и без того напряжены до предела. После испытания российской межконтинентальной ракеты "Сармат" президент США Джо Байден заявил о необходимости возобновления переговоров по новому договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Действующий договор, уже третий по счету, истекает в 2026 году. Что входит в состав СНВ? И готовы ли Россия и США к сокращению вооружения? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Что входит в СНВ 

Первый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан в Москве в 1991 году. К этому времени СССР и США произвели столько ядерного оружия, что могли уничтожить всю планету. Идея была в том, чтобы постепенно сокращать накопленный арсенал. 

В состав стратегических наступательных вооружений входят наземные комплексы межконтинентальных баллистических ракет, атомные подводные лодки с ядерными боеголовками и бомбардировщики дальней авиации с ядерным оружием на борту. Договор СНВ регламентирует общее число ядерных зарядов на боевом дежурстве у России и США. У обеих стран их должно быть одинаковое количество: 1550 ядерных боезарядов и не более 700 ракет. 

Стоит отметить, что остальные члены так называемого "ядерного клуба" – Великобритания, Франция и Китай – не присоединяются к договору. 

"Великобритания не имеет никаких других носителей кроме морских. Франция имеет носители наземного базирования и самолеты, которые способны доставлять ядерный боезаряд, но ракеты не являются межконтинентальными, а самолеты не имеют дальности больше тактической", – отметил военный эксперт Владимир Евсеев.

Фото: © РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Напомним, ядерным оружием также обладают КНДР, Индия, Пакистан и неофициально Израиль.

США нарушают договор СНВ-3

Действующий договор СНВ-3 предполагает систему взаимных проверок – на сегодняшний день это самый эффективный способ сдерживания. Россия выполняет все условия договора о сокращении СНВ, это подтвердили и в Госдепартаменте США в мае 2022 года. Чего нельзя сказать о самих Штатах. Так, например, согласно условиям договора, у американцев на субмаринах должно быть на 56 пусковых установок БРПЛ Trident меньше. И Россия напоминала об этом США еще в 2021 году. 

Trident – единственная ракета с ядерными боеголовками на подлодках США и Великобритании. У американцев это 14 субмарин "Огайо", а у англичан четыре "Авангарда". Последнюю американскую лодку "Огайо" спустили на воду в 1997 году. В скором времени их должны заменить на субмарины "Колумбия". На новом атомоходе будет 16 ракет "Трайдент" – это на восемь меньше, чем на "Огайо". 

Фото: ©  youtube.com

Будут ли учитываться крылатые ракеты 

В России стратегические атомоходы провели успешное испытание гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты "Циркон". А вот у американцев пока не получается испытать гиперзвуковую ракету морского базирования. И это одна из причин, почему США могут настаивать на том, чтобы новый договор о сокращении СНВ ограничивал не только ядерный потенциал, но и гиперзвуковой. Не исключено, что новый документ будет учитывать и крылатые ракеты.

"Ранее в договор не попадали ракеты морского базирования типа Tomahawk. Тогда это было понятно, потому что такие ракеты были только у США. Сейчас эти ракеты есть и у нас, и у них. У нас это крылатые ракеты морского базирования типа "Калибр". Превосходство по количеству имеют американские ракеты типа Tomahawk, однако Россия имеет преимущество по гиперзвуковому оружию", – объяснил Евсеев. 

Как американцы не "досчитали" ракетные установки

В то же время нет гарантий, что Пентагон сократит количество Tomahawk параллельно с сокращением российского гиперзвукового оружия. По крайней мере сейчас условия действующего договора США трактуют в свою пользу. Например, американцы "забыли" посчитать 41 ракетную установку на бомбардировщиках B-52. Считается, что неучтенные пусковые установки американцы якобы переоборудовали таким образом, что они стали непригодны для использования ядерного оружия. Но проверить это невозможно. 

Фото: © Global Look Press via ZUMA Press/Matthew Daniels

Еще четыре ракетные шахты в Пентагоне назвали учебными. Их тоже не посчитали, нарушив паритет ядерных сил. Если учесть все известные нарушения договора со стороны США, получится, что у Пентагона на 101 ядерный заряд больше, чем нужно.  

Minuteman и УР-100

Наземная часть американской ядерной триады – межконтинентальные ракеты Minuteman. Они стоят на вооружении с 1970 года и за это время кардинально не модернизировались. Minuteman сравнивают с российской ракетой УР-100, которая стоит на боевом дежурстве с 1975 года. Она несет шесть боевых блоков и может преодолевать систему ПРО.    

Постепенно советские ракеты будут заменять новейшими "Сарматами" – самыми мощными и большими межконтинентальными баллистическими ракетами в мире. Весят они в пять раз больше натовских аналогов и летят гораздо быстрее.

Дальность полета "Сармата" – 18 тысяч километров, что позволяет ему в полете огибать земной шар по произвольной траектории. Боеголовка состоит из 15 блоков – такого арсенала хватит для уничтожения целой страны. 

Фото: © РИА Новости/Пресс-служба Минобороны РФ

Российские "Тополя"

В 1985 году ракетные войска стратегического назначения получили на вооружение передвижной ракетный комплекс "Тополь". Он задерживается на одном месте на несколько минут для пуска ракеты и исчезает в неизвестном для противника направлении. Сейчас почти половина российских ядерных боеголовок именно на колесах. Американцы попытались создать аналогичный мобильный комплекс Midgetman, однако на вооружение его так и не приняли. 

"Тополь-М" – второе поколение межконтинентальных баллистических ракет этого семейства. Проект завершили после распада Советского Союза, а на вооружение приняли в шахтном варианте только в 2000 году. Сейчас "Тополя" стали основной ударной силой. 

Американское доминирование в море может закончиться

Ядерное оружие Россия может использовать только в ответ – этот принцип прописан в военной доктрине. С 27 февраля 2022 года президент РФ приказал перевести силы сдерживания в особый режим несения боевого дежурства. То есть межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования, подводные лодки и авиация, относящиеся к стратегическим наступательным вооружениям, перешли в повышенную боевую готовность.

У каждого экипажа есть район боевого дежурства. Самолеты-заправщики следуют за бомбардировщиками. Аналогичные приказы поступают командирам подводных лодок. Субмарины патрулируют мировой океан с сотнями ядерных зарядов на борту. 

Фото: © Скриншот видео Минобороны России

Шахтные пусковые установки должны в течение пяти минут запустить межконтинентальные баллистические ракеты. Именно наземный компонент российской ядерной триады считается самым мощным по сравнению с американским.

США в свою очередь делают упор на морскую составляющую. Но в ближайшем будущем американское доминирование в море может закончиться. На борту российских субмарин появятся подводные дроны с ядерной боеголовкой "Посейдон". Беспилотная торпеда может доставить ядерный заряд к берегу противника и накрыть прибрежную территорию радиоактивным цунами либо уничтожить всю авианосную группировку. 

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1017810 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1017810')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1017810', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1017810', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1017810(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1017810(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })