window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
25 августа 2022, 07:02

По стопам Шиндлера: как Ирэн Сандлер спасла от смерти 2500 детей

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Невероятная история польки Ирэн Сандлер, которая спасла от верной смерти 2500 еврейских детей.
Ирэн Сандлер Варшавское гетто
Фото: © wikipedia, ТАСС

Обычная полька Ирэн Сандлер совершила огромный подвиг – спасла от верной смерти 2500 еврейских детей. Программа "Невероятно интересные истории" на РЕН ТВ рассказывает о том, почему никто не знал об этом отважном поступке и как Сандлер удалось выжить в нацистском плену, избежав смертной казни.

Тайный клад под яблоней

Каждый месяц полячка Ирена с наступлением темноты пробиралась в яблоневый сад на окраине города. Она делала это так часто, что могла бы найти условленное место даже с закрытыми глазами. Постоянно озираясь, пани Сандлер выкапывала из земли таинственный клад – плотно закупоренную бутылку, клала в нее мелко исписанные записки и убирала обратно.

Она знала: если поймают – тут же убьют. Но Ирена не сомневалась, что поступает правильно. Ведь в этой бутылке хранился бесценный клад для тысяч людей. Простые бумажки, только все исписаны. Вроде ничего драгоценного в них нет, но в то время за содержимое этой бутылки могли приговорить к расстрелу. Все дело в том, что на этих бумажках были написаны имена и фамилии еврейских детей, спасенных из концлагерей.

Отважная полька спасла от смерти 2500 детских жизней. Имен в списке Сандлер было в два раза больше, чем у знаменитого Шиндлера. Невероятно, но больше полувека мир даже не догадывался о ее подвиге.

Выжить в нечеловеческих условиях

В 1941 году в Варшаве за трехметровой кирпичной стеной, обвитой колючей проволокой, находилось самое большое гетто времен Второй мировой войны. Здесь в заключении держали почти полмиллиона евреев.

"После оккупации Польши нацистами было задумано создать на территории Варшавы гетто для евреев. Для этого был выбран еврейский квартал, откуда предварительно были выселены 113 тысяч поляков и переселены из других районов Варшавы 138 тысяч евреев. В результате в этом гетто оказались 440 тысяч человек, а площадью оно было всего 4,5% от всего города," – рассказала историк Илона Тарасова.

Выходить за забор евреям запретили. Работы и еды в гетто не было, люди умирали от голода и болезней. На это фашисты и рассчитывали – истощение, антисанитария и ужасная плотность населения сыграли свою роль: в гетто началась эпидемия тифа.

"И как раз идеей борьбы с инфекциями внутри гетто и воспользовались те, кто сочувствовали евреям и хотели им помочь. Среди них была в том числе и Ирена Сандлер," – сказала историк.

Фото: © Родители Ирены — Янина и Станислав Кшижановские, 1903 г, wikipedia

Студенческие протесты и поддельные паспорта

Ирена работала в варшавском управлении здравоохранения. Ее пускали в гетто на санобработку, дезинфекцию и для изучения эпидемии. Сандлер помогала чем могла: проносила еду, уголь, одежду и лекарства.

"Ирэн всегда относилась к евреям с уважением. Националисты в Польше были и в довоенное время. В институте, где училась Ирэн, даже были специальные скамейки для евреев. Она всегда демонстративно садилась только на них, хотя была чистокровной полькой. Однажды националисты избили нашу общую подругу еврейку. В знак протеста Ирэн перечеркнула печать в своем студенческом билете. Ее тогда отстранили от учебы на три года, но она никогда об этом не жалела," – вспоминает подруга Ирены Сандлер Лили Поллман.

Лили Поллман тоже еврейка. Она признается: пережить Холокост ей помогла именно Ирена. Еще до оккупации Польши нацистами вместе с подпольщиками она изготовила и раздала евреям около трех тысяч поддельных польских паспортов. Эти документы спасли Лили и многих других от гетто и смерти.

Фото: © Кирпичная стена Варшавского гетто, разделяющая площадь Железных ворот, с видом на разбомбленный дворец Любомирских (слева) на "арийской" стороне города,wikipedia

Трамвай, спасающий жизни

Когда в 1942 году евреев из Варшавы стали массово депортировать в лагеря смерти, Ирэн поняла – терять время больше нельзя. Она решила, что должна спасти как можно больше детей. Она ходила по домам, баракам и подвалам. Предлагала родителям отдать ей малышей, чтобы вывезти их из гетто.

Взрослых детей проводили тайными ходами через дома, которые примыкали к гетто. Малышей переправляли через канализационные коллекторы. Однажды Ирена даже пронесла ребенка у себя под юбкой. Но чаще всего детей провозили на так называемом трамвае жизни. Трамвай номер четыре был единственным транспортом в Варшаве, который проходил через гетто.

"Маленьких детей в коробках под сиденья прятали в трамвае и, прикрывая телами, одеждой, сочувствующие волонтеры помогали детей вывезти из гетто, вот. Также интересно, что операции по спасению детей очень подробно просчитывались и планировались. Вплоть до того, что один из выживших мальчиков вспоминал, что ему надо было спрятаться за определенным углом и после того, как пройдет немецкий караул, досчитать до 30 и прыгнуть в близлежащий люк, который к тому времени как раз откроют. И это, в общем-то, помогало спастись," – рассказала историк.

Шестимесячную Эльжбетту Фицовскую Сандлер вынесла из гетто в корзине с мусором и окровавленными бинтами. Девочку удочерила одна из подруг Ирэн. До совершеннолетия Эльжбетта считала приемную мать родной. Она узнала правду только в 18. 

"Моя мама подарила мне серебряную ложечку, на которой было выгравировано чье-то имя и моя дата рождения. Мама расплакалась и сказала, что там написано мое настоящее имя. Так я узнала, что моих настоящих родителей убили нацисты," – поделилась Фицовская.

Эльжбетта называет Ирену своей крестной. Ведь полька не только спасла девочке жизнь, но и сохранила для нее память о родных: письма и фотографии. Информацию о родителях спасенных малышей Сандлер бережно хранила в бутылке, зарытой в яблоневом саду. Полька надеялась, что после войны это поможет семьям воссоединиться. Но большинству из них Холокост не оставил ни шанса.

Фото: © Сендлер с несколькими людьми, которых она спасла в детстве, Варшава, wikipedia

Невероятное спасение

В 1944 году польку поймали. Фашисты пытали Сандлер три месяца, ей переломали все руки и ноги, но она не выдала ни одного из своих помощников и не призналась, где спрятала еврейских детей. Ирену приговорили к расстрелу. Но ее спасло чудо.

"Ей помогли друзья, знакомые, которые участвовали во всех операциях по спасению детей.  Им каким-то чудом удалось подкупить одного из немецких солдат, который за несколько часов до расстрела буквально выгнал Ирену из тюрьмы и просто приказал бежать. Она благополучно бежала, и уже потом, когда она смотрела списки расстрелянных, она там обнаружила себя среди тех, кого расстреляли. То есть фактически для немцев ее не стало," – рассказала историк Анастасия Назукина.

После войны Ирена раскопала тайник и передала списки Адольфу Берману – председателю Центрального комитета польских евреев. Благодаря этим записям часть детей нашли своих родных, а сироты отправились в еврейские детские дома.

Фото: © Ирена Сендлерова в клинике гериатрической реабилитации Ордена госпиталитов св. Иоанна Божьего в Варшаве, wikipedia

Поздняя слава и признание

Удивительно, но о подвиге Сандлер мир узнал только спустя полвека. Причем не от властей, а от четырех подростков из США.

"Фактически про ее подвиг узнали случайно благодаря проекту по истории, который делали девочки в Канзасе. Это был 1999 год, они просто попытались восстановить историю Сандлер. Даже, насколько я знаю, они создали произведение, постановку театральную, с которой объехали практически всю Америку, собирали залы. После этого Сандлер получила признание," – отметила историк.

В 2003 году Ирэн вручили высшую награду Польши — орден Белого Орла. А в 2007 – орден Улыбки, который она считала самым ценным в своей жизни. В том же году Сандлер выдвинули на Нобелевскую премию, но она ее не получила.

"Нобелевская премия посчитала, не нужно менять свои правила, согласно которым заслуги, за которые она вручается в области мира, должны быть совершены не позднее, чем за 2 года до вручения премии," – говорит эксперт.

Ирена не расстроилась. Она никогда не хвасталась тем, что сделала в годы Второй мировой. Уже после ее смерти на телеэкраны вышел американский фильм "Храброе сердце Ирены Сандлер". А в прошлом году в Англии ей поставили памятник. Самой Ирены не стало в 2008 году. Но главный свидетель ее подвига до сих пор жив – это старая яблоня в Варшаве, под которой Сандлер прятала свой драгоценный клад. Невероятно, но дерево до сих пор цветет и плодоносит.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1015467 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1015467')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1015467', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1015467', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1015467(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1015467(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })