в удобном формате
Режиссера Александр Роу называют человеком, подарившим вторую жизнь русской народной сказке. Он начинал ассистентом Якова Протазанова, одного из отцов-основателей отечественного кинематографа, а стал лучшим сказочником для нескольких поколений зрителей. "По щучьему веленью", "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный", "Королевство кривых зеркал", "Морозко" – Роу впервые перенес сказочный мир в игровое кино, заменив кукол и рисованных персонажей анимации на живых актеров. И уже они стали действовать в реальной среде: в крестьянских избах и королевских дворцах, в подводном царстве и хоромах Кащея. О волшебном мире Александра Роу и о его чудесных фильмах-сказках – в материале РЕН ТВ.
Ирландский отец и мама-гречанка
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (сейчас это Ивановская область), но детство провел в Загорске, который тогда назывался Сергиевым Посадом, в окружении старинной архитектуры и огромного количества церквей. Саша и его мама, у которой были греческие корни, перебрались туда после того, как отец бросил их, оставив без средств к существованию. Ирландец Артур Роу работал в России по контракту, он был специалистом мукомольного дела и вернулся на родину, как только началась Первая мировая война.
В десять лет Александр начал прислуживать в церкви; чтобы помочь болеющей матери, продавал на рынке спички и гребни для волос. К жизненным невзгодам относился стойко, никогда не жаловался – эти качества он сохранит на всю жизнь.
Родом из детства
Загорск времен детства Александра Роу – очень живописное место. Темные еловые леса и светлые березовые рощи, стройные сосны и мощные дубы, реки, ручьи, озера – эта сказочная красота, окружавшая режиссера с детства, позднее станет полноправным участником всех его фильмов.
"Я вырос в Загорске, под Москвой, городе, привлекающем миллионы путешественников множеством великих творений живописи и зодчества. С малых лет полюбил я сказки, услышанные еще от матери. Были среди них и собственные импровизации. Русский быт, фольклор и старина близки мне и дороги еще с тех давних времен... Я в детстве любил слушать, именно слушать сказку. Сказители складывают и сказывают сказки в сумеречное время, когда все живое и предметы, освещаемые таинственным светом заходящего солнца, меняют свои очертания. В такой обстановке, сидя где-нибудь на пригорке, слушал я сказки в дни моего далекого детства... То, что остается из дорогих воспоминаний детства, наиболее прочно сохраняется на всю жизнь..." – вспоминал Александр Роу.
Первая киносказка
Творческие способности проявились у Александра рано – с 15 лет он участвовал в выступлениях, потом учился в киношколе им. Б.В. Чайковского и драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой. В 1937 году он начал работать режиссером на киностудии "Союздетфильм" (ставшей потом Центральной студией детских и юношеских фильмов им. М. Горького).
Первой киносказкой Роу стал фильм "По щучьему веленью" 1938 года по одноименной пьесе Елизаветы Тараховской, в основу сюжета которой легли три русские народные сказки: "По щучьему велению", "Царевна Несмеяна" и "Плясовая гармонь".
Действие картины развивается в реальном пространстве русской деревни с избами, утварью, обычаями и точно представленными народными характерами. В фактурную крестьянскую жизнь режиссер смог органично включить события волшебные: в его фильме разговаривает щука, шагают ведра, двигается по полям и лесам печь, платок превращается в реку.
"Реализм сказочного действия"
Во всех следующих лентах Александра Роу большую роль будут играть чудеса: станет приплясывать избушка на курьих ножках ("Морозко", "Золотые рога"), оживут скрюченные коряги ("Морозко"), поднимется в воздух ковер-самолет и ступа Бабы-яги ("Кащей Бессмертный", "Морозко").
На глазах зрителей станут происходить волшебные превращения: Нушрок превратится в коршуна, Абаж – в жабу ("Королевство кривых зеркал"), Иван – в медведя ("Морозко"). Среди героев фильмов появятся волшебные персонажи: Богатырь и Чудо-юдо-рыба-кит ("Конек-Горбунок"), Змей Горыныч ("Василиса Прекрасная"), Старичок-Боровичок ("Морозко"), которые воспринимаются совершенно естественно за счет точно выбранной стилистики – сочетания природных, легко узнаваемых элементов и чудесных фантастических вещей. Этот стиль сам Роу называл "реализмом сказочного действия".
"Василиса Прекрасная" и Змей Горыныч
Следующий фильм сказочника Роу появился через год – в 1939-м. "Василису Прекрасную" снимали в Ялте и под Загорском. Реквизит и облачение создавали по старинным эскизам и музейным экспонатам из Оружейной палаты.
Один из самых грозных злодеев в фильме – трехголовый Змей Горыныч. Он был выполнен вполне убедительно: одиннадцать метров в длину и пять метров в высоту. Внутри Горыныча, как в троянском коне, находились двадцать человек, которые управляли этой огромной куклой.
Даже в каждой голове Змея сидел отдельный статист. Именно из-за такого количества народа внутри он и выглядел таким убедительным. Говорят, на съемках конь Ивана очень пугался этого инфернального персонажа.
Мастер комбинированных съемок
В "Василисе Прекрасной" много захватывающих эпизодов: это и схватка с настоящим медведем, и сцены сражения со Змеем Горынычем, и разговор с пауком, и падение Ивана в пропасть. Снять это было нелегко, но с самых первых работ Роу показал себя мастером комбинированных съемок.
"Он никогда не делал так, чтобы комбинированные съемки смотрелись как вставной номер. У Роу все было очень органично. Он никогда не отдавал разработку таких сцен на откуп комбинатору. Роу сам всегда участвовал в процессе, для него это было обязательным", – вспоминал работавший с режиссером на нескольких картинах оператор Леонид Акимов.
Александр Роу вообще был первым, кто так эффектно использовал в кино комбинированные съемки и всевозможные затейливые придумки. Все это дало толчок к развитию инженерных идей в кино – и не только в России. Известно, что американский режиссер Александр Корда был потрясен кадрами фильма Роу "Василиса Прекрасная". Он повторил его кинотрюк с пауком в картине "Багдадский вор" и получил за это "Оскар".
Эпическая сказка, снятая во время войны
Главного злодея в фильме-сказке "Кащей Бессмертный" играл Георгий Милляр – актер редкой индивидуальности, снимавшийся в каждой картине Рома.
Лента замышлялась как своеобразная пародия на арийский эпос "Нибелунги", экранизированный Фрицем Лангом – об этом в одном из интервью рассказал Милляр. И, действительно, если сравнивать эти две картины, в них много общего: и облик героев, и некоторые декорации, много сюжетных аналогий. Однако Роу не снимал пародию – он снимал волшебную сказку, где есть зло и добро, где побеждает мужество, любовь, преданность.
В образе Кащея заложена тонкая грань между жизнью и смертью – сам он бессмертен, но другим смерть несет легко. Сегодня зрителя почти невозможно удивить никакими спецэффектами. Но в 1944-м таких инструментов в руках у кинематографистов не было. Образы создавались с помощью сложного грима и необычных элементов костюма. Надо отдать должное гримерам и костюмерам картины. Кащей – тощий, похожий на скелет, обтянутый темной кожей, в нелепом костюме с торчащими костяными наплечниками – вызывает ощущение не ужаса, а отвращения. Его притязания на власть выглядят смешными, а его поражение – неизбежным.
Премьера фильма "Кащей Бессмертный" состоялась 9 мая 1945 года. И совсем скоро он был показан на первом после войны международном кинофестивале, который проходил в Риме. Картина воспринималась как аллегория победы над Гитлером.
"Тепло ли тебе, девица?"
Красивую музыкальную сказку «Морозко» называют главным фильмом Александра Роу. В этой картине сошлось многое: и замечательный сценарий; и сам Александр Артурович – к тому моменту уже опытный режиссер, за плечами которого 12 картин; и замечательные артисты – Александр Хвыля в роли Морозко, Татьяна Пельтцер, сыгравшая мать жениха и, конечно, Георгий Милляр в привычном уже образе Бабы-яги.
Но самой яркой актерской удачей была роль Марфушки, злой мачехиной дочки, которую играла Инна Чурикова. Тогда, в 1964 году, еще никто не подозревал, какой актрисой она может стать. Разглядел ее именно Роу. В то время было принято приглашать группу на творческие встречи. На одной из таких встреч Александр Артурович предложил Инне Чуриковой прочитать стихи. Она прочитала их со сцены перед маленькими зрителями. Но прочитала так, что зал замер. "Ребята, – сказал Роу, – перед нами великая актриса".
Настоящий волшебник
Александр Роу не просто любил своих зрителей – встречи с ними были неотъемлемой частью его жизни. В каникулы он иногда успевал проводить их по три-четыре в день. Отзвук этой детской признательности Роу сохранился на любительских кадрах празднования 60-летия режиссера. На них дети читают стихи, посвященные ему: "Нет волшебников с нами, утверждает учебник. Только знаем мы сами – вы могучий волшебник!".
Однажды Роу спросили, как он может определить символ своего творчества. Александр Артурович ответил: "Не знаю почему, но мне кажется, это березовая роща – худенькие березки, как на картинах Нестерова. Сказка – это символ радости, счастья. Потому что сказка – это замечательная, потрясающая, великая надежда".