в удобном формате
Ровно 44 года назад ушел из жизни талантливый бард и актер Владимир Высоцкий – бунтарь, поэт, автор-исполнитель, актер театра и кино, который стал легендой еще при жизни. В нем удивительным образом сочетались упорство, целеустремленность, огромное трудолюбие и вместе с тем некая безбашенность и даже авантюризм. Он не был похож ни на кого, но в любой компании, перед любой аудиторией он всегда был своим.
Создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов так говорил о Высоцком: "У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди". Его любили за то, что в своих песнях он прежде всего был честен.
Он не писал о том, чего не чувствовал и чего не переживал. Песни, которые он пел с надрывом, с яростным исступлением, не оставляли равнодушными никого. О жизни самого пронзительного автора-исполнителя – в материале РЕН ТВ.
День рождения Владимира Высоцкого
"Я рождался не в муках, не в злобе"
Владимир Высоцкий появился на свет в Москве 25 января 1938 года – Нина Максимовна Высоцкая, мама будущего поэта, вспоминала потом, что, едва родившись, он закричал не тоненьким голоском, как все новорожденные, а сразу басом.
Семью Высоцкого сложно назвать семьей в классическом смысле. Его родители не жили вместе: отец служил в Новосибирске, мама работала в Москве референтом-переводчиком.
В 1935 году брат Нины Владимир познакомил ее со своим однокурсником Семеном Высоцким. Красивый и обаятельный студент политехникума связи замечательно исполнял песни Александра Вертинского и Петра Лещенко, аккомпанируя себе на фортепьяно, и легко покорил сердце Нины Максимовны. Вскоре выпускник политехникума получает назначение в Новосибирск на местный почтамт. Туда они едут вместе с Ниной как муж и жена. Однако совместная жизнь не задалась, и в июне 37-го Нина возвратилась в Москву.
Детство Владимира Высоцкого
Первые годы на Первой Мещанской
Маленький Володя жил вместе с мамой в большой коммунальной квартире на Первой Мещанской улице – они оказались там благодаря дедушке по материнской линии, Максиму Ивановичу Серегину. Четырнадцатилетним подростком он приехал в Москву на заработки. Сначала был носильщиком, а потом работал швейцаром в разных гостиницах. Последней оказалась гостиница "Наталис" на Первой Мещанской. В 1923 году трехэтажная "Наталис" превратилась в жилой дом, жилье в котором прежде всего получили бывшие служащие гостиницы. Комнату на последнем этаже выделили и Максиму Серегину, где он и поселился со своей семьей.
"Дом на Первой Мещанской, в котором Володя провел свои детские годы, был замечательным. На третьем этаже двери шестнадцати комнат, в каждой из которых жила отдельная семья, выходили в общий широкий и светлый коридор, большая кухня с газовыми плитами, где готовили обеды, общались друг с другом соседки, в коридоре играли дети. Народ в нашем доме был, в основном, хороший, отзывчивый, почти в каждой семье было несколько детей. Мы тесно общались семьями, устраивали совместные обеды и чаепития, в трудные моменты не оставляли человека без внимания, случалось и ночами дежурили у постели больного", – вспоминала Нина Максимовна.
Впервые Володя попал в театр, когда ему еще не было трех лет – в кукольном театре на улице 25-го Октября они с мамой смотрели забавный спектакль про зверюшек, назывался он "Цветные хвостики". Володя был настолько впечатлен, что по нескольку раз пересказывал своим маленьким друзьям сюжет, пересказывал подробно, образно и там, где нужно, с юмором. Немного позже в еще больший восторг его приведет мхатовская "Синяя птица". Театр останется в жизни Высоцкого навсегда.
Владимир Высоцкий в войну
Проводы отца на фронт
В марте 1941 года Нина Максимовна и Володя проводили к месту службы Семена Владимировича. Никто из них еще не знал, что через три месяца начнется война. Семен Высоцкий к тому моменту уже прошел курс вневойсковой подготовки, ему было присвоено звание младшего лейтенанта, и с марта 1941-го года он начинает военную карьеру в должности заместителя командира батальона связи.
Проводы отца были одними из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с ним, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением мальчика позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Володя так расстроился, что его пришлось нести на руках.
"Я помню, например, как я провожал отца на фронт. Досконально просто, до одной секунды. Как меня провели в поезд, как я сел, сказал: "Вот тут мы поедем". Они говорят: "Ну, пойдем на перрон, там погуляем". И вдруг я смотрю, а он уже машет платком мне... А обратно меня нес муж Гиси Моисеевны, дядя Яша (соседи по квартире), на руках, потому что я был в совершенной растерянности и молчал, обидевшись, что меня так обманули: я уже с отцом ехал, и вдруг они меня не взяли..." – вспоминал Высоцкий во время одного из своих выступлений.
Годы войны и эвакуация в деревню Воронцовка
К началу Великой Отечественной Володе было всего три с половиной года. Но он не по годам стойко переносил все тяготы неустроенного военного быта.
"В первые месяцы войны мне приходилось брать его, трехлетнего, с собой на работу. Иной раз спал он там, прямо на столах. Когда бывали воздушные тревоги, мы спускались в бомбоубежище. Там всегда битком набито народу, душно и жарко. А он хоть бы раз захныкал. Напротив, со всеми перезнакомится, начнет разговаривать..." – рассказывала Нина Максимовна.
В середине июля 1941 года началась эвакуация из Москвы семей с детьми. Вместе с детским садом парфюмерной фабрики "Свобода", на которой в то время работал дед – Владимир Семенович – Нина Максимовна с сыном выезжают на Урал. Только через шесть утомительных суток в товарном вагоне добрались они до конечного пункта. Деревня Воронцовка в пятнадцати километрах от города Бузулук станет их домом на два трудных года.
Что такое счастье
Нина Максимовна работала на местном спиртзаводе приемщиком сырья и лаборантом. Володя жил отдельно от матери, в детском саду, который разместили в здании бывшего клуба. Нина Максимовна сына видела редко, но сохранила в памяти два эпизода:
"...Иногда я приносила ему с работы чашку молока, он ею делился с другими детьми, говоря при этом: "У них здесь мамы нет, им никто не принесет".
И еще одно ее воспоминание:
"Во время одной из наших встреч он спрашивает меня: "Мама, а что такое счастье?" Я удивилась, конечно, такому взрослому вопросу, но, как могла, объяснила ему. Спустя некоторое время, при новой нашей встрече, он мне радостно сообщает: "Мамочка, сегодня у нас было счастье!" –"Какое же?" – спрашиваю я его. "Манная каша без комков!" – ответил Володя".
Переезд в Германию
В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был — много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, отвлекался на уроках. Его считали талантливым лентяем – такие обычно есть в каждом классе.
В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи не сложились. Поэтому, когда через год Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Володя отправится вместе с отцом и его новой женой, Евгенией Степановной Лихалатовой, которую он ласково называл "мама Женя".
Биографы Высоцкого отмечают, что его детство сложно назвать несчастливым. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды – любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии должна была казаться сказочной: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма (он во всем хотел походить на отца), подаренный Семеном Владимировичем велосипед.
В Германии Володя начал учиться игре на фортепьяно, но очень противился этому. Тогда Евгения Степановна пошла на хитрость: тоже начала брать уроки музыки и вызвала Володю на соревнование. Не принять вызов он, конечно, не мог.
Возвращение в Москву
"Где его 16 лет на Большом Каретном?"
В октябре 1949 года Высоцкие вернулись в Москву. Одиннадцатилетний Володя продолжил учебу в новой школе №186 в Большом Каретном переулке. Там же был дом, в котором он жил вместе с отцом и "мамой Женей". Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали "американцем" за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и "объяснить, кто здесь американец".
Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не "по-товарищески", как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.
Творчество Высоцкого
Первые шаги в искусстве
В 10 классе Владимир стал заниматься в драмкружке при Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. Однажды Нина Максимовна пришла туда на репетицию. Она так вспоминает о своем впечатлении от игры сына:
"Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила: "Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?" – "Не только может, но должен! У вашего сына талант", – ответил актер. Володя до глубокой ночи пропадал в кружке".
К окончанию школы Владимир точно знал, что хочет быть актером и заявил родителям о своем желании поступать в театральный институт. Но семья убедила его, что лучше стать "нормальным инженером". Особенно на этом настаивал отец. Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт, но бросил его через полгода. Решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.
Вместе со школьным другом и однокашником по институту Игорем Кохановским Владимир встречал Новый год за рисованием чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола банку с тушью (по другой версии – с остатками крепкого кофе) и стал поливать ее содержимым свой чертеж со словами: "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое".
Летом 1956-го Владимир Высоцкий стал студентом актерского отделения Школы-студии МХАТ. Первой его театральной работой была роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание", а ролью в кино – эпизодическая роль студента Пети в фильме "Сверстницы". Впереди его ждала всесоюзная слава.
Личная жизнь Владимира Высоцкого
Любовь была важной составляющей в жизни артиста, вокруг которого всегда были женщины. Первой супругой стала актриса Изольда (Иза) Жукова – однокурсница, с которой Высоцкий познакомился на первом курсе во время учебы в школе-студии МХАТ. При этом на момент начала романа Иза была замужем за другим мужчиной и некоторое время не могла получить развод. После учебы девушка уехала работать по распределению в Киев, а Высоцкий приезжал к ней.
Наконец, в 1960 году после возвращения Изы в Москву они сыграли свадьбу. Но счастье не длилось долго. Иза перенесла выкидыш. В итоге муж и жена стали жить каждый своей жизнью. А в дальнейшем подруга, по слухам, заявила Изе о том, что актриса Людмила Абрамова ждет от Высоцкого ребенка. Пара развелась только в 1965 году, хотя Владимир и Изольда к тому моменту уже давно не были вместе.
Высоцкий прожил с Людмилой Абрамовой несколько лет в неофициальном браке, а в 1965-м они узаконили отношения. Они познакомились в Ленинграде на съемках художественного фильма "713-й просит посадку". По семейному преданию, однажды в ресторане Высоцкий не сумел заплатить за ужин. Выйдя на крыльцо, он обратился к направлявшейся в гостиницу Людмиле с просьбой одолжить необходимую сумму. Та в ответ сняла с руки кольцо — фамильную драгоценность, доставшуюся в наследство от бабушки, – и отдала незнакомцу с предложением оставить его в ресторане в качестве залога. На следующий день Высоцкий нашел деньги, выкупил кольцо и вернул его актрисе.
В браке с Абрамовой родились двое сыновей – Аркадий и Никита, и оба связали свою жизнь с кино. Кстати, родители поженились уже после рождения детей. Но и этот союз не продлился долго – в 1968 году Владимир и Людмила разошлись.
Многое рассказывали и о романе Высоцкого с актрисой Татьяной Иваненко, который, предположительно, начался в 1966 году и продлился несколько лет. По данным СМИ, отношения с Таней у артиста продолжались и во время начала романа с французской актрисой и певицей Мариной Влади. Ходили слухи, что Татьяна забеременела от Высоцкого, но он не хотел ребенка и попросил ее сделать выбор между ним и малышом. Татьяна его сделала и исчезла из жизни возлюбленного. В 1972 году она родила дочь Анастасию. В ее свидетельстве о рождении указана фамилия "Иваненко", однако театральные коллеги Высоцкого и Татьяны не сомневались, что Настя – дочь Владимира Семеновича.
Марину Влади Высоцкий впервые увидел в киноленте "Колдунья" и сразу влюбился. Как пишут СМИ, он пересматривал фильм и мечтал об актрисе. Однажды им все-таки удалось познакомиться – артист прибыл в ресторан, где отдыхала Марина. По данным из открытых источников, он направился прямо к ней, взял ее за руку и не сводил с нее глаз. Они поженились в 1970 году и были в браке десять лет – до самой смерти артиста. Марину Влади многие считают главной любовью и музой в жизни Высоцкого, но не последней.
В последние годы рядом с бардом была еще и студентка Оксана Афанасьева – дочь литератора, для которой Высоцкий стал первой любовью. Как говорят, он влюбился в нее с первого взгляда в Театре на Таганке. В итоге Оксана переехала к Высоцкому, а Марина Влади в то время жила в Париже. Сценарист Эдуард Володарский потом вспоминал об одном из признаний Высоцкого:
"Если со мной что-то случится и я сдохну — мне больше всего Ксюху жалко, я же ей и отец, и любовник, и попечитель".
Смерть Владимира Высоцкого
Слухи о смерти артиста появлялись задолго до его ухода из жизни. Часто ходили сплетни о том, что поэт-бунтарь покончил с собой.
"Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: "Правда, что вы умерли?" Я говорю: "Не знаю", – рассказывал сам Высоцкий.
При этом он не раз попадал в реанимацию. В его жизни было несколько ДТП и две клинические смерти.
3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Он плохо себя чувствовал, но отыграл концерт. 18 июля снова сыграл на сцене Театра на Таганке Гамлета. А уже 23 июля его состояние, как писали СМИ, резко ухудшилось.
Последний день его жизни – 24 июля. По информации из открытых источников, Высоцкий метался по квартире, стонал, не находил себе места. Своему другу, актеру Валерию Янкловичу, он сказал:
"Ты знаешь, я сегодня умру!"
Лечащий врач артиста Анатолий Федотов прибыл сменить Янкловича, но в какой-то момент заснул. По рассказу Федотова, когда он проснулся, Высоцкий уже не подавал признаков жизни. Сердце Высоцкого остановилось, по словам Федотова, 25 июля между тремя часами ночи и половиной пятого утра.
"Проснулся от какой-то зловещей тишины – как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта".
По данным СМИ, в квартире на момент смерти артиста также находилась Оксана Афанасьева.
По воле Семена Владимировича Высоцкого вскрытие не проводилось, а во врачебном свидетельстве причиной смерти была указана острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Могила Высоцкого
Владимир Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 1, справа от входа).
Там же 12 октября 1985 года был установлен памятник ему – скульптура из бронзы в полный рост. Композиция необычная: поэт словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами – гитара, верная спутница и неизменный атрибут.
Лучшие песни Высоцкого
Среди лучших песен Высоцкого обычно выделяют следующие:
- "Большой Каретный" (1962);
- "На братских могилах (1963−1965);
- "Песня о друге" (1966);
- "Моя цыганская" (1967−1968);
- "Охота на волков" (1968);
- "Я не люблю" (1968−1969);
- "Он не вернулся из боя" (1969);
- "Лирическая" (1969);
- "Кони привередливые" (1972);
- "Баллада о борьбе" (1975).