в удобном формате
В России День рыбака имеет шансы стать неким аналогом Дня сурка или, на худой конец, Дня дурака.
Музыкант Вадим Самойлов, выступая в Мурманске как раз в этот примечательный рыбацкий день, перед исполнением своего песенного боевика "На Берлин!" заявлял весьма патриотически и патетически: "Для всех наших братских украинских товарищей, часть из них сейчас в Киеве под гнётом фашистских *** (гомосексуалистов), часть из них защищает Донбасс… Наши братья сейчас в Сирии, обороняют рубежи нашей России от терроризма…" Затем позволил себе не совсем цензурные выражения по адресу зрителя, который демонстративно в этот момент покидал площадку.
Здесь был, конечно, перебор в эмоциях и реакции на рядовой, в общем, поступок представителя аудитории. Впрочем, Вадим сразу после концерта публично извинился и перед мурманчанами, и перед злополучным зрителем отдельно, особо подчеркнув, что просит прощения за форму высказывания, но не за свою позицию. Ролик с извинениями был размещен "Вконтакте" 13 июля в паблике Вадима Самойлова. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут Михаил Козырев, известный музыкальный журналист, радиопродюсер и ведущий, "стильный форматист", как, если не ошибаюсь, его называл Артемий Троицкий, уже 14 июля размещает в фейсбуке гневную отповедь В. Самойлову. Пафос которой как раз направлен на позицию Вадима, да и в целом речь там идет не о музыке, но о политике. О музыке Михаилу Козыреву в последнее время не очень интересно разговаривать, если она вне политики.
"Время пришло и захлопнулась дверь,
Ангел пропел и полопалась кожа.
Мы выпили жизнь, но не стали мудрей.
Мы прожили смерть, но не стали моложе."
Вадим Самойлов присоединился к флешмобу #ХватитУбивать в защиту детей Донбасса >>
Итак, Козырев: "Вот обещал себе не множить зло. Не публиковать посты, провоцирующие раздор. Прошу прощения у вас, читатели и подписчики. Но это артист, которому я верил, которого любил, уважал и сделал всё, что мог, чтоб страна узнала группу Агата Кристи в далёком 1994-м году. А вот 2018-й год. Группа давно распалась. Пути Вадика и Глеба навсегда разошлись (возможно, это видео даст очередной ответ, почему). Перед вами иллюстрация того, почему я за Глеба, за вечного анархиста-хулигана-самоуничтожающегося панка-оппозиционера, в котором бушует жизнь, как бы близко он не смотрел в глаза смерти. Перед вами свидетельство того, что происходит с артистом, когда ура-патриотизм и всепоглощающее лизоблюдство выжигает в нём всё, что было дано природой, в первую очередь, талант. Который там был и оказался уничтожен любовью к Суркову, дружбой взасос с геополитическими стратегами, государственной пропагандой и истовым желанием как-то выбиться, прибиться, быть замеченным, не кануть в небытие..."
Последние четыре года мы только и делаем, что наблюдаем за увлекательным общественным противостоянием, в котором многие творческие люди, оказавшиеся на первом плане, раскрываются с самых неожиданных сторон. Противостояние, где мудрецы и герои оказываются дураками и трусами, а скромные и подозрительные показывают себя смельчаками и беспринципными гражданами.
"Убей меня, убей себя. Ты не изменишь ничего.
У этой сказки нет конца. Ты не изменишь ничего"
Фэйсбучный декаданс неумолим, и все продолжают друг на друга накидываться. Градус эмоций застыл высоко и надолго, и всё это обсуждать – не то чтобы, по словам Козырева, "провоцировать раздор" (он давно стал медицинским фактом), но просто представляется излишним – позиции давно выяснены, и очередной скандал внутри творческой тусовки никак не влияет на крепость и границы двух лагерей.
Однако некоторые любопытные моменты я не могу не обговорить. Моменты, которые очень хорошо характеризуют представителей лагеря, где не любят звуки гимна и за родину пьют не чокаясь.
Первый – вдохновенный поток комплиментов в сторону Глеба Самойлова, несколько сомнительных для благопристойного либерала Козырева. "Я за Глеба, за вечного анархиста-хулигана-самоуничтожающегося панка-оппозиционера, в котором бушует жизнь, как бы близко он не смотрел в глаза смерти". То, что Козырев подло подливает керосина в тлеющий между братьями-музыкантами конфликт, пусть останется на его совести. Но вот набор определений я всё-таки подмечу. Глеб Самойлов – рокер, конечно, талантливый и безбашенный, но почему-то кажется, что козыревские восторги не про него, не тот там уровень и масштаб. Михаил как будто бы все эти эпитеты подготовил для другого музыканта, но по определенным причинам перекинул их на Глеба. А человек, который заслуживает эти слова, - это Егор Летов – вот кто был и панком, и анархистом, и оппозиционером, настоящим врагом Системы, и в ком действительно бушевали жизнь и энергия, притом, что про смерть Летов понимал много лучше Глеба Самойлова, я уже не говорю про Михаила Козырева.
Наша единственная, по мировым стандартам рок-звезда – уникальный, гениальный и непревзойденный. Наследие, под влиянием которого пребывают множество современных музыкантов, в том числе рэперы. Если, к примеру, повнимательнее послушать песни нашумевшего рэпера Хаски, то можно увидеть огромное количество отсылок к Летову. Но я не об этом.
Самое здесь любопытное: Козырев как создатель и руководитель "Нашего радио" категорически возражал против появления Егора Летова и его соратников в собственных эфирах, хотя, казалось бы, как на главное рок-радио страны не пустить группу "Гражданская оборона", песни которой пели в каждом дворе России. Козырев объяснял это не какими-то эстетическими разногласиями, а политической позицией Егора. А позиция Летова менялась, трансформировалась (от полной поддержки самых радикальных левых до абсолютного "вне политики" в поздние годы), но панком, диссидентом и оппозиционером Игорь Федорович оставался всегда – это факт. И, похоже, именно это управляющего "Нашим радио" в нем и раздражало, делало "личным цензором" Летова. Значит, сегодня он лицемерит – политическая позиция музыканта занимает его главным образом, а творчество – вопрос второй. Первым делом самолеты…
Да, Козырев упоминает Владислава Суркова, и здесь то же самое лицемерие. Альбом "Полуострова", готический и мрачный, с текстами Суркова записан в далеком 2003 году, и тогда никаких яростных писем Вадиму Самойлову от Михаила Козырева не последовал. Эфиры "Нашего радио" по-прежнему были полны "Агатой Кристи", на фестивале "Нашествие" она неизменно выступала. И всем было плевать, Сурков ли писал тексты, Володин ли или, может быть, сам… Но сейчас любовь прошла, поэтому можно и припомнить.
"В небо уносятся горькие жалобы. Траурных колоколов.
Плачут монахи, рыдают монахи — Они потеряли любовь."
Теперь не менее важный посыл видного критика и продюсера – о связи "ура-патриотизма" с утратой таланта. Как известно, патриотизм и талант в одну сторону не идут. В комментариях под постом упоминаются, с одной стороны, Захар Прилепин и Александр Ф. Скляр, как "продавшиеся" и "утратившие талант". С другой - "наши с тобой друзья, чью позицию я разделяю, проповедуют добро и противостоят войне (БГ, Макар), а сторонники "русского мира" и все эти грёбаные прилепинцы поют осанну войне".
Тут, опять же, дело не в эпитетах, а в вопросе: а что такого выдающегося, прорывного и сверхталантливого сделал за последнее время Андрей Макаревич? А Скляру ставят в вину исполнение чужой песни о забивании свай на Крымском мосту, но лукаво не упоминают о замечательном альбоме "Ястреб" и на "Наше радио", кстати, песни с этого альбома не берут. Про Прилепина как главного русского писателя недавно авторитетно заявил Эмир Кустурица – эксперт явно повыше уровнем, чем Козырев.
Под конец же своего опуса Михаил Козырев и вовсе решил пойти с козырей, не заметив, как начал истерически врать, сгущая краски: "…все наши общие знакомые-артисты рассказали мне, как ты звонил им и умолял/уговаривал их приехать выступать на эти самые пресловутые территории. Они послали тебя на три буквы. За редким исключением. И правильно сделали. Респект".
Прямо-таки взяли все и на три буквы послали Самойлова, плохо в это верится. Чичерина, Скляр, Иван Демьян и группа "7Б", Сергей Галанин, Джанго, Вадим Степанцов ("Бах-компот"), Ольга Кормухина, "Декабрь", "Маша и Медведь", Юта были с концертами в Донецке и в плотной ротации "Нашего радио" тоже были - неприятное для Козырева совпадение. А ещё Маршал, "Зверобой", Бранимир давали концерты на запрещенной территории. Группа "Аффинаж" дала свою песню для донбасского сборника, Гарик Сукачёв спел песню в поддержку Донбасса, а солист любимой группы Козырева "25/17" неоднократно жертвовал деньги детям Донбасса. Да и обожаемый БГ даже собирался посетить запрещенные территории, действующие и бывшие музыканты "Аквариума" давно пытаются уговорить Борис Борисовича пойти на этот шаг, но он всё не решается.
"Ничего-ничего, мы увидимся еще,
Я и сам, я и сам
Назло врагам
Буду там".
А хотите открою самый главный секрет? Не зафиксировано прямой связи между творческими достижениями и политической позицией. Зато четко прослеживается сдача нашими либералами национальных богатств: ради каких-то мифических ценностей в собственных головах они готовы были в свое время жертвовать и Пушкиным, и Достоевским. Как видим, ситуация не меняется, а вот уровень и масштаб – сильно.