Финляндия и Швеция готовятся пересмотреть итоги Северной войны
в удобном формате
9 июня в нашей стране отметили 350-летие со дня рождения последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского Петра I (1672-1725 гг.). В этот день прошло множество мероприятий, наибольшее количество которых пришлось на Санкт-Петербург. Российский император считается основателем Северной столицы. Официально город на Неве ведёт свою историю с момента закладки Петропавловской крепости в 1703 году.
В торжествах, связанных с юбилеем Петра I, принял участие президент Владимир Путин. Он дал свою оценку этой исторической личности. Оценивая роль императора в формировании российской государственности, президент особенно отметил присоединение побережья Балтийского моря. При этом глава России подчеркнул, что земли современной Ленинградской области, Карелии, Эстонии были не завоёваны, а возвращены. Они испокон веков входили в состав русского (российского) государства.
Это особенно важно помнить сейчас, когда Финляндия и Швеция приняли решение вступить в НАТО. Присоединение к альянсу означает не только милитаризацию двух государств, но и активизацию попыток предъявить территориальные претензии нашей стране. До сих пор эти претензии не выдвигались на официальном уровне, поскольку нейтральный статус Хельсинки и Стокгольма означал отсутствие каких-либо претензий к другим странам. Теперь это ограничение недействительно.
В Финляндии подготовка к официальному предъявлению территориальных претензий идёт открыто. Хельсинки вышел из Парижского мирного договора 1947 года, который завершил состояние войны между СССР и Финляндией. Согласно этому договору финское правительство уступило часть современной Ленинградской и Мурманской областей, Карелии. Сегодня в Финляндии легально действует ряд организаций («Карельский союз» и др.), которые добиваются «возврата» этих земель. Лидеры этих организаций уже объявили, что после присоединения к НАТО инициируют соответствующие законопроекты.
Швеция пока никаких претензий не предъявляет. Но это не значит, что их нет. Просто работа по подготовке претензий более завуалирована, менее заметна. Усилия шведских политиков сосредоточены на дискредитации Ништадтского мирного договора 1721 года, зафиксировавшего передачу Русскому царству современной Ленинградской области, части Карелии, Эстонии и части Латвии.
В шведской историографии общепринято, что этот договор был принят под давлением, в результате «террористической акции» русского адмирала Фёдора Апраксина. Для действий этого флотоводца Петра I даже придумали специальный термин - «Rysshärjningarna». Дословно он переводится как «русские разорения (террор)». При этом подчёркивается, что территории, уступленные по Ништадтскому мирному договору, исторически принадлежали Швеции. Соответственно, их принадлежность России «незаконна». Но что же было в реальности?
Территория современной Ленинградской области принадлежала Древней Руси с момента её образования. Именно здесь, в Старой Ладоге находился исторический центр формирования русской государственности. Затем эта территория оказалась в составе Новгородского княжества. В этот период на месте будущего Петербурга возник крупный международный рынок – торжище «Невское устье». Постепенно окрестности Невской дельты, перешедшей под контроль Москвы, оказались густо заселены. Так, в 1470-е годы только на территории современного центра Петербурга находилось 66 дворов. В 1500 году их количество выросло до 138. Происходило активное хозяйственное освоение местности.
В 1557 году по приказу русского царя Ивана IV Грозного в устье Невы приступили к строительству порта-крепости. В этот период в городке Невское устье существовали уже Государев гостиный двор, корабельная пристань, православный храм.
В 1617 году Шведское королевство воспользовалось гражданской войной на Руси и захватило территорию современной Ленинградской области. Чтобы вернуть эти земли Пётр I в 1700 году начал затяжную Северную войну.
Сначала военные действия складывались не совсем удачно для русской армии, а шведы проявляли чрезвычайно жестокость.
В 1706 году в районе польского города Фрауштадте было захвачено в плен около 4 тысяч русских солдат. Они тут же были убиты, по признанию самих шведов, «как овцы на бойне». Это военное преступление не было ничем мотивировано.
В январе 1709 года армия короля Карла XII заняла российский город Веприк. Часть местного населения, включая женщин, была истреблена.
В феврале 1709 года шведская армия взяла российский городок Красный Кут. Местных жителей выгнали в открытое поле раздетыми, где большинство из них погибло от страшного мороза.
В 1709 году войска Петра I наголову разгромили армию шведского короля Карла XII под Полтавой, после чего наступил перелом в войне на суше. Оставалось добиться победы на море. В ряде сражений шведский флот был разгромлен. Но этого не было достаточно. Следовало уничтожить судостроительную отрасль Швеции, чтобы она не смогла восполнять потери флота.
В 1719-1721 годах русская эскадра под командованием адмирала Фёдора Апраксина осуществила ряд десантных операций на шведское побережье. Десанты уничтожили судостроительные верфи и военные склады, захватили крупные запасы древесины, железа и меди. При этом солдаты Апраксина строго следовали приказу адмирала: не убивать, не грабить не обижать мирное население. Именно это гуманное поведение русских в Швеции и назвали «Rysshärjningarna», т.е. «террором». Надо понимать, что действия Карла XII в России являлись «гуманитарной акцией»?
Успешная экспедиция Апраксина, а также другие действия русского флота и привели к подписанию Ништадтского мирного договора.
Добавим, что многие территориальные претензии возникают тогда, когда народ не знает собственную историю. Доказательством этому и служит пример Санкт-Петербурга. Мы слишком мало обращаем внимание на то, что у этого города гораздо более давняя история. Она не ограничивается рамками истории Петропавловской крепости. Хозяйственное освоение устья Невы активно осуществлялось русскими задолго до Петра I. История Петербурга – это история всего русского государства.
Шведы процесс хозяйственного освоения устья Невы нарушили. Заслуга Петра I в том, что он его возобновил. И об этом следует помнить. Нельзя укорачивать собственную историю.