в удобном формате
США прилагают максимум усилий, чтобы затянуть Евросоюз в конфликт с Россией и тем самым развязать себе руки в Азии. С этой целью реанимируют проект, который сами же неоднократно блокировали.
Речь идет об инициативе под названием "Европейское оборонительное сообщество", история которого тянется с начала 1950-х годов. Именно тогда, в разгар холодной войны была предпринята первая попытка объединения вооруженных сил европейских стран с целью противостояния СССР.
Экономическая основа для создания этого альянса была заложена межгосударственным соглашением о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург объединили ключевые отрасли экономики – каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности. После этого западноевропейская шестерка приступила под контролем США к формированию собственного военного блока.
В 1952 году они подписали Парижский договор, который предусматривал создание Европейского оборонительного сообщества. Предполагалось, что после ратификации этого соглашения его участники приступят к формированию политического объединения. Шесть стран готовились к постепенному созданию западноевропейской федерации. Однако такие планы устраивали далеко не всех в США. Часть американской элиты небезосновательно опасалась, что в случае объединения Западной Европы у Штатов появится новый конкурент. И эта часть потребовала ограничить европейскую интеграцию сферой экономики.
После смены власти в СССР в 1953 году мнение этой группировки возобладало. Ратификация Парижского договора была заблокирована. Точно так же заблокировали формирование политических наднациональных структур. Западноевропейскую интеграцию ограничили созданием единого рынка и таможенного пространства в виде Европейского экономического сообщества.
Ситуация вновь изменилась после распада социалистического блока. Для США открылась возможность сформировать новый рынок за счет объединения рынков Западной и Восточной Европы.
В 1992 году был подписан Маастрихтский договор, учредивший на базе Европейского экономического сообщества новое объединение – Европейский союз. Предусматривалось формирование единой финансовой системы, введение единой валюты (евро), создание политической надстройки – Евросовета, Европарламента, Еврокомиссии. Планировалось, что участники Маастрихтского соглашения примут общеевропейскую конституцию. В ней предполагалось закрепить не только единство политических и экономических институтов, но и формирование единой армии.
И вновь на пути интеграционных планов встала американская элита. Часть этой элиты по-прежнему видела в объединенной Европе будущего конкурента. В итоге конституция ЕС так и не вступила в силу. Очередной проект создания военного союза оказался провален.
В 2007 году европейские страны подписали Лиссабонский договор, который определил полномочия органов управления Евросоюза. Соглашение предусматривало, что ЕС будет проводить общую политику безопасности и обороны (Common Security and Defence Policy, CSDP). Определять эту политику должен Европейский совет, а координировать – Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Данное решение рассматривалось как шаг к реанимации проекта общеевропейского военного союза. И вновь США заложили мину под эту инициативу.
Дело в том, что Европейский совет должен принимать решения единогласно. Этот высший политический орган Евросоюза состоит из глав государств и правительств государств – членов ЕС. Соответственно политику в области безопасности должны были определять лидеры всех 27 государств – членов ЕС. С этим то и возникла проблема, поскольку Дания наотрез отказалась участвовать в CSDP.
Датское королевство не участвовало в совместных военных операциях Евросоюза, например, в Африке или Боснии и Герцеговине. Датские представители покидали любое совещание по линии ЕС, если на нем планировалось обсудить вопросы безопасности, вооружения. Датчане самоустранились от голосования в Европейском совете по оборонным вопросам. Тем самым Копенгаген препятствовал реализации общей политики безопасности и обороны, поскольку, как мы написали, решения в Евросовете принимаются единогласно. Учитывая тот факт, что Дания находится в зависимости от США и особенно от Англии, несложно догадаться, откуда росли ноги.
И вновь ситуация изменилась, когда Россия начала спецоперацию на Украине. 1 июня 2022 года в Дании прошел референдум, на котором 66,9 процента датчан поддержали идею присоединения к оборонной политике Евросоюза. Датское правительство приветствовало итоги плебисцита и тут же приступило к их имплементации. После того как эта имплементация завершится, Дания станет полноправным участником CSDP. Препятствие для формирования Европейского оборонительного союза будет устранено.
Причем в вопросе формирования оборонительного союза наблюдается явная спешка. ЕС, не дожидаясь формального присоединения Дании к CSDP, утвердил оборонную стратегию под названием "Стратегический компас". Эта стратегия предусматривает радикальное увеличение расходов на оборону, создание специального фонда перевооружения, сил оперативного реагирования численностью 5 тысяч человек. Открыто заявлено, что главной целью является создание объединенных сил Евросоюза, которые смогут противостоять России независимо от НАТО.
В то же время может оказаться так, что для формирования европейского военного блока просто-напросто не хватит времени. Стратегия ЕС исходит из того, что Россию удастся "сдерживать на дальних подступах" до завершения программы перевооружения. Эта программа рассчитана на несколько лет. На протяжении этого времени Россия должна быть связана военными действиями на Украине. На вопрос, что будет, если эти расчеты окажутся неверными, стратегия ЕС не отвечает. А это значит, что мечты столкнуть Европу с Россией, после чего переключиться на Азию, могут не реализоваться.