Эрдоган забыл про торговлю русскими рабами и записался в жертвы
в удобном формате
Глава Турции Реджеп Эрдоган в ходе турне по странам Африки призвал поддержать его «дорожную карту» по «реформе» ООН. Суть этой «карты» турецкий лидер не раскрыл, но куда более интересны другие высказывания Эрдогана.
Турецкий лидер, выступая в парламенте Республики Анголы, назвал свой народ «жертвой» колониализма и империализма и заявил, что турки никогда не проводили политику завоевания или преследования других народов.
«У нас с Африкой общая история, которая основана на взаимном уважении, искренности, сотрудничестве и братстве. Мы - нация, в истории которой нет ни пятна империализма, ни позора колониализма. Более того, мы - страна, которая столетие назад вела войну за независимость, которую мы увенчали победой над империалистическими державами той эпохи», - сказал турецкий лидер.
"Война за независимость" и "пятна империализма"
Уточним, «войной за независимость» в современной Турции именуют период с 1914 по 1922 годы, а именно – военные действия против стран Антанты. Согласно турецкой историографии, турки сначала разгромили Российскую империю, а затем разбили США, Англию, Францию, Италию, Грецию, Армению. Оставим в покое Российскую империю, но интересно, помнят ли в той же Англии или США о своём «поражении» от турок?
Кроме того, Эрдоган подзабыл историю ограбления и уничтожения целых народов во времена Османской империи. Одним из самых масштабных преступлений Османской империи являлись войны с единственной целью захвата рабов. Особенно при этом ценились русские пленники.
Согласно таможенной статистике Османской империи XVI-XVII веков, только через стамбульский рынок прошло около 2,5 миллиона славянских рабов из Северного Причерноморья. Консолидированная же цифра славянских невольников, прошедших через все рынки Ближнего Востока, от 5 до 6 миллионов человек. С учётом того, что часть невольников погибла в ходе доставки на рынки, их первоначальное количество было намного больше.
Турецкая республика является юридическим продолжателем Османской империи и имеет прямое отношение к работорговле в 16-17 веках.
Путь в лидеры
Президент России Владимир Путин на Валдайском форуме прокомментировал высказывания Реджепа Эрдогана. «Понятно, почему лидер Турции говорит об этом. Он считает, что Турция могла бы стать постоянным членом Совета безопасности», - сказал российский лидер.
Политика Эрдогана с момента прихода к власти направлена на то, чтобы придать Турции статус мировой державы.
Сначала он видел себя мировым лидером в рамках единой Европы, особенно после того, как в 2004 году Европейский совет объявил о начале переговоров по вступлению Турции в ЕС. Однако переговоры затянулись и евроинтеграция была отложена.
После этого Эрдоган продвигал инициативу по созданию Тюркского союза в составе Турции, Азербайджана, республик Центральной Азии и собой во главе. В 2009 году было подписано соглашение об учреждении координационного центра под названием Тюркский совет. Однако всё ограничилось только декларациями о намерениях.
С 2014 года Эрдоган ударился в историю, стал именовать турок «потомками османов» и всячески подчёркивал, что имеет право вмешиваться в дела любых стран, некогда входивших в состав Османской империи. Эта политика получила название «неоосманизм». Именно с ней связано вмешательство во внутренние дела Сирии, Ливии, Ирака, Закавказья.
Что с экономикой
Проблема в том, что пока Эрдоган пытался реализовать свои планы, турецкая экономика становилась всё более зависимой от западных инвестиций. С начала нулевых турецкое правительство, чтобы удовлетворить иностранных инвесторов, шло на несоизмеримо огромные уступки им.
Утвердив в качестве основных кредиторов сначала Всемирный банк и МВФ, а затем Rothschild&Co и JPMorgan Chase&Co, Анкара согласилась открыть доступ западным корпорациям к ресурсам страны. В результате львиная доля добычи полезных ископаемых оказалась в руках американской Stratex, канадской Alamos Gold Inc, британской Ariana, а также ротшильдовского концерна Rio Tinto Ltd. Все эти компании фактически оказались наделены «экстерриториальностью», то есть вправе не подчиняться турецким законам и решениям местных органов власти.
На сегодняшний день в собственности или долгосрочной аренде западных корпораций оказалась почти пятая часть территории Турции. На этих землях размещена бо́льшая часть природных запасов страны. С учётом роста госдолга страна оказалась в полной зависимости от Запада.
Поэтому-то Эрдоган и рванул в Африку. Она для него, как последний рубеж. Представил себя выразителем интересов африканцев и высказал претензии к Совбезу ООН в надежде на доступ к ресурсам Чёрного континента.
К каждому свой подход
Вопрос только в том, что Эрдоган, постоянно меняя вектор внешней политики, то и дело подстраивается под тех, над кем… хочет лидировать.
Пока он стучался в двери Евросоюза, говорил о принадлежности к европейской цивилизации. Соответственно, связывал историю Турции с колониальной политикой Европы.
Пока пытался создать Тюркский союз, ассоциировал свой народ со средневековыми кочевниками-завоевателями.
Пока превозносил Османскую империю, восхищался завоеваниями османов в Европе, Азии и Африке, а также их агрессивностью и жестокостью.
Теперь же, обращаясь к африканцам, представил турок… «жертвой».
Все вышеперечисленное не особо помогло решить экономические и социальные проблемы Турции. Поведется ли на сладкие речи султана Африка, мы еще не знаем, можем лишь предполагать, но...