Балтийская тайна Гитлера: почему фюрер так старался удержать Латвию
в удобном формате
Спустя 76 лет после окончания Великой Отечественной войны её история по-прежнему полна нераскрытых моментов. Один из них – почему Гитлер упорно пытался удержать Латвию даже тогда, когда бои шли уже за Берлин. И это при том, что руководство Вермахта практически беспрерывно пыталось убедить его эвакуировать свои войска, чтобы спасти их от окружения, а затем от уничтожения. Как следствие, осенью 1944 года 500-тысячная группировка группы армий «Север» оказалась заблокирована в Курляндии и капитулировала в конце войны. Произошёл второй Сталинград.
Из документов, опубликованных Минобороны, следует, что Гитлер руководствовался отнюдь не военно-стратегическими соображениями, а желанием обезопасить торговлю с… англо-американцами. Дело в том, что в западной части Балтики, а именно между шведской провинцией Сконе и датским островом Зеландия, располагался кратчайший маршрут доставки товаров в Третий рейх. Швецию и Данию здесь разделял узкий пролив Эресунн, шириной всего в 5 км.
Шведское королевство на протяжении Второй мировой войны сохраняло формальный нейтралитет. В то же время её экономика находилась в финансовой зависимости от США и Великобритании. Что же касается Дании, то она была занята Вермахтом. Таким образом, пролив Эресунн стал самым коротким и самым удобным маршрутом для поставок товаров в Германию. Поэтому именно по нему осуществлялись самые стратегически важные поставки.
Было поставлено: 58 миллионов тонн железной руды; 60 тысяч тонн шарикоподшипников; до 14 миллионов кубометров пиломатериалов; 7 миллионов тонн целлюлозы; более 2 тысяч единиц автотехники и зенитных орудий; не менее 100 тысяч тонн авиационного спирта, керосина, горюче-смазочных материалов. Шведская руда отличалась высоким качеством, а шарикоподшипники по техническим характеристикам не имели аналогов в мире.
Финансирование этих поставок осуществляли британские и американские банки. Так, английские банки на 60% профинансировали производство SKF (крупнейший в мире производитель подшипников, материнская компания - создатель концерна Volvo, - прим. ред.). Всемирно известная шведская корпорация была ведущим (более 70%) поставщиком шарикоподшипников Третьему рейху.
Все поставки нефтепродуктов нацистам через Скандинавию осуществляла американская компания «Standard Oil». Англичане и американцы были совладельцами Гётеборгской судоходной компании. Эта компания являлась главным перевозчиком товаров из Швеции в Германию. Также англо-американцы были инвесторами таких партнёров Третьего рейха, как Ericsson, AGA, Hasselblad Cameras, IKEA и других.
В свою очередь, все поставки, которые финансировались англосаксами, гарантировались золотом. Причём падкие до «жёлтого металла» англо-американцы не брезговали принимать в качестве оплаты даже золото из моноклей, оправ для очков, часов, портсигаров, зубных коронок жертв концлагерей.
38 тонн концлагерного золота, переданных нацистами в Риксбанк, в итоге оказались в Банке Англии. Та же судьба ждала концлагерные слитки, поступившие в «Stockholms Enskilda Bank». Эта банковская структура, принадлежавшая семейству Валленбергов, обеспечивала расчёты частных юридических и физических лиц Швеции и Германии. Наконец, часть корпоративных расчётов была произведена через Банк международных расчётов, расположенный в Швейцарии. Всё золото, поставленное этому финансовому учреждению, «растворилось» в хранилищах его акционеров – JP Morgan и других.
Понятно, что ни одна из сторон не хотела расставаться с подобным бизнесом. На это обстоятельство Гитлер делал политический расчёт. Он всерьёз был уверен, что пока компании США и Великобритании будут извлекать прибыль из торговли с Третьим рейхом, они не допустят его уничтожения.
Из документов, рассекреченных Центральным архивом Минобороны РФ, следует, что англо-американская авиация не бомбила порты, через которые поступали товары из Швеции. Единственную угрозу бизнесу с нацистами представлял советский Балтийский флот. Подводный флот ВМС СССР ещё в начале войны получил чёткий приказ: топить не только фашистские военные корабли, но и шведские суда, поставлявшие вооружение и сырьё нацистской Германии.
Стратегическое значение для выполнения этого приказа имели военно-морские базы Эстонии и Латвии, особенно Лиепая и Вентспилс, расположенные в латвийской Курляндии. Однако уже к осени 1941 года они оказались захвачены немецкой армией. Их Гитлер и старался удержать любой ценой. Ради безопасности шведско-германских поставок наотрез отказался эвакуировать свою армию из Курляндии. Ради них обрёк 500-тысячную группировку на полное уничтожение.
Тем не менее расчёт руководства Третьего рейха не сработал. Конечно, война всегда была излюбленным бизнесом для англосаксов. При этом они никогда не жалели своих так называемых «партнёров». Больше того, при случае обязательно старались их уничтожить. Так произошло и с нацистской верхушкой.
Те, кто обеспечивал англосаксам прибыльный бизнес, уже в 1945 году оказались на скамье подсудимых. Причём судили их те, кто ещё вчера с ними активно сотрудничал. Представители США и Великобритании, а также подконтрольной им Франции составляли большинство в судейском корпусе Нюрнбергского трибунала. Они же выносили приговор.