в удобном формате
Прошло уже более 150 лет с момента продажи Аляски Соединенным Штатам Америки. Тем не менее и в наши дни этот регион считается "самой русской территорией Американского континента". До сих пор здесь живут люди с русскими именами. На географических картах нет-нет да и мелькнут названия на родном всем нам языке. Многие из жителей являются потомками русских поселенцев или отпрысками от смешанных браков с ними.
Долгие годы о них не вспоминали ни Российская империя, ни советское правительство. И это несмотря на то, что с момента своего прихода американцы самым наглым образом нарушили их права.
Согласно статье III Конвенции об уступке Аляски 1867 года, американское правительство гарантировало "предоставление гражданских прав, преимуществ и льгот" всем жителям уступленной территории. Больше того, Соединенные Штаты обязались предоставлять им помощь и покровительство "в полном пользовании свободою, правом собственности и исповедовании своей веры".
Тем не менее после того, как закончился трехлетний срок, отведенный на выезд всех желающих в Российскую империю, большинство из тех, кто остались, были лишены всех своих прав. Часть из 483 русских, оставшихся на Аляске, а также 1421 креол в нарушение конвенции 1867 года были отнесены к категории "нецивилизованных племен". Лишь в 1934 году американские власти соизволили предоставить им статус американских граждан. И это при том, что в Российской империи не только русские поселенцы, но и все жители Аляски считались полноправными подданными российского государства.
Поскольку до сих пор ни Россия, ни СССР на это нарушение не обращали внимания, про него можно было бы забыть. Если бы не одно "но".
Несколько дней назад губернатор штата Калифорния Гэвин Ньюсом издал приказ, в котором принес официальные извинения коренным народам Америки за "насилие, пренебрежение и жестокое отношение" к ним. Больше того, в своем выступлении по случаю подписания документа Ньюсом прямо назвал прежнюю политику США по отношению к индейцам и другим коренным народам "политикой геноцида". Наконец, созданный им Совет правды и исцеления должен подготовить до 2025 года законодательные инициативы "по восстановлению исторической справедливости в отношении коренных народов Соединенных Штатов".
В этой истории есть один крайне важный для потомков русских поселенцев Аляски нюанс. В 1915 году, являясь с точки зрения американского права "нецивилизованными народами", они были юридически приравнены к индейцам. Таким образом, американское гражданство им было предоставлено в 1934 году… как индейцам. Собственно говоря, они и стали гражданами США вместе с представителями индейских племен. Следовательно, признание губернатором штата Калифорнии геноцида коренных народов континента относится и к ним.
Видимо, осознав, к какой правовой коллизии может привести решение Ньюсома, американские власти тут же отреагировали в соответствии с известным принципом: "Лучший способ защиты — нападение". Местные СМИ опубликовали материал некоего блогера Ульфхеднара Жайвира под красноречивым названием: "А сколько индейцев убили русские?". В статье Россию обвинили… в "геноциде" коренного населения Аляски и Калифорнии.
Нет необходимости объяснять, насколько абсурдны эти обвинения. Ведь за время пребывания Форт-Росса и Аляски в составе Российской империи коренное население не только не уменьшилось, но и численно выросло. Самое же главное, что коренные жители обладали всеми гражданскими правами наравне с русскими.
Куда важнее использовать тот исторический шанс, который возник для России вследствие решения губернатора Калифорнии. Теперь у российского государства есть все основания выступить в статусе попечителя интересов коренных народов Аляски, а также потомков русских поселенцев. Тем более что это право России предоставляет статья VI конвенции 1867 года, а также решение штата Калифорнии о "восстановлении исторической справедливости".
Наконец, есть все основания юридически раскрыть мошенническую суть аферы под названием "Продажа Аляски". Причем помочь в этом могут сами американцы. В частности, исследования "патриарха американский русистики" Альфреда Рибера, многие из учеников которого сегодня являются ведущими западными специалистами по истории России и СССР. Исследуя историю продажи Аляски, этот историк пришел к выводу, что к ее уступке привели железнодорожные аферы министра финансов Российской империи Михаила Рейтерна.
Историческая справка. Немец по национальности, Рейтерн был консультантом династии Романовых по экономическим вопросам. Еще во время Крымской войны он посетил США, а также воюющую с Россией Великобританию и изучил их финансовые системы. Из этой поездки Рейтерн вернулся убежденным либералом, уверенным в "отсталости" Российской империи и необходимости "либерализации" ее экономики. Заняв вскоре после возвращения должность главы Комитета железных дорог, он получил возможность применить приобретенные на Западе идеи на практике.
Суть его инициатив состояла в следующем. Строительство и эксплуатация железнодорожных сетей были всецело переданы в руки частного капитала, прежде всего иностранного. При этом правительство обязалось их "поощрять", выделяя льготные кредиты и гарантируя акционерным железнодорожным компаниям прибыль. На практике это вылилось в распространение мошеннических схем. Владельцы железнодорожных акционерных обществ сознательно фиксировали убытки в своей отчетности. Причем нередко их компании вообще не вели никакой деятельности. Они носили фиктивный характер и были записаны на подставных лиц. Если же дороги и строились, то самим государством. Тем не менее, несмотря на столь явный мошеннический характер "железнодорожного предпринимательства", правительство не только закрывало на все это глаза, но еще и покрывало доплатами из бюджета несуществующие "убытки". Ведь многие чиновники получали за участие в этой афере комиссионные.
Со временем масштабы этого мошенничества приобрели столь огромный характер, что правительство Александра II с подачи все того же Рейтерна вынуждено было перейти от прежней политики развития за счет собственных средств к политике безудержных заимствований за рубежом. Возникла абсурдная ситуация. Государство брало средства у Ротшильдов и других британских и американских банкиров. При этом почти половину этих государственных внешних займов тратило на поддержку железнодорожных акционерных обществ, в состав учредителей которых входили те самые Ротшильды и их "партнеры".
Но и после создания столь абсурдной ситуации Рейтерн, ставший к тому времени министром финансов, не унимался. Он заявил, что российское государство за годы своего существования приобрело "слишком много избыточных территорий", а поэтому "не лишним было от них избавиться", тем самым погасив долги перед западными кредиторами.
Одной из таких "ненужных" территорий и оказалась Аляска. Не будем разбирать вопрос того, как происходила сделка по продаже Русской Америки и оплата по ней. Отметим лишь тот факт, что уступкой этой территории сдача российских территорий не закончилась.
В 1871 году Рейтерн обнаружил, что Командорские острова также "не представляют какой-либо ценности для империи". Незамедлительно правительство приняло решение передать эту часть России американцам — в "аренду" с правом "выкупа". В 1875 году "обнаружилось", что империи "не нужны" Курилы. Их отдали Японии, которая к тому времени была в полной финансовой зависимости от США и Великобритании. Наконец, незадолго до ухода со своего поста, Рейтерн поднял вопрос о "неэффективности эксплуатации" Чукотки и Камчатки. Не приди к власти Александр III (а этого бы не произошло, если бы террористам не удалось осуществить убийство императора), и эти территории ждала бы судьба Курил и Аляски.
Не случайно санкт-петербургская газета "Голос", комментируя в начале 1867 года слухи о продаже Русской Америки, мрачно предрекала: если процесс распродажи русских территорий не остановить, то со временем Россия утратит и Закавказье, и Прибалтику, и, наконец, Крым. Увы, так впоследствии и случилось.
Чтобы подобное не повторилось, и надо использовать предоставленный историей шанс.