в удобном формате
Американский сенат принял резолюцию № S.Res.435, которой объявил голод в СССР 1932–1933 годов "геноцидом украинского народа".
Формально в документе вина возложена на советское правительство. Однако несложно заметить, что фактически в "систематическом нарушении прав человека украинского народа" обвиняют правопреемницу СССР — Российскую Федерацию. Тем более что в качестве главного идеологического обоснования резолюции названа статья юриста польско-еврейского происхождения Рафаэля Лемкина "Советский геноцид в Украине".
В этой работе, написанной еще в 1953 году и включенной сегодня в России в Федеральный список экстремистских материалов, вся русская история лицемерно названа "политикой долгосрочного массового истребления народов и наций". И неважно, о каком историческом периоде идет речь — о советской эпохе или эпохе царизма. Вся история российского государства, начиная от формирования Московского княжества, объявлена "преступной", а "преступление" заключается в систематической "политике ликвидации нерусских народов". Тот факт, что в России при этом сохранились практически все коренные народности в отличие от стран Запада, конечно же, остался за скобками.
В этом контексте особенно интересно, что Лемкин, сам выходец из Российской империи, считается одним из столпов международного уголовного права. Он был автором Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида и занимался "исследованиями мира", т.е. "поиском точек соприкосновения между различными правовыми системами для установления прочного мира и соблюдения прав человека" на нашей планете. С таким послужным списком, на первый взгляд, просто несолидно было становиться идеологом одной из самых бесстыдных кампаний по стравливанию русского и украинского народов.
Но все дело в том, что разработкой кампании по обвинению СССР в "политике геноцида" Лемкин занялся еще в студенческий период, а повзрослев и заняв пост варшавского прокурора, выдвинул на рассмотрение Лиги Наций проект международного уголовного суда, в котором помимо Советского Союза предполагалось судить еще и Турцию. Причем это предложение было согласовано с польским Министерством иностранных дел, которое в тот момент руководствовалось концепцией "прометеизма".
Здесь необходимо одно пояснение. Идеология "прометеизма" возникла в период Второй Речи Посполитой с подачи Великобритании и предусматривала раздробление СССР на части путем отрыва от русского ядра национальных образований. Несложно заметить, что голод 1932–1933 годов, который был направлен на то, чтобы оторвать украинцев от русских и поселить между ними вражду, полностью соответствовал этой политике. Собственно говоря, ради этого голодомор и провоцировался.
Сначала США и Франция, а затем Великобритания ввели эмбарго на советские товары, соглашаясь принять в качестве оплаты за уже поставленные Союзу технологии только зерно. Тем самым поставили советское правительство в безвыходную ситуацию. Не забери урожай у крестьян для оплаты внешних долгов — и был бы сорван не только план индустриализации. СССР оказался бы банкротом в условиях надвигающейся войны. Больше того, не ограничившись преступным сговором, Запад активизировал подрывную работу внутри Советского Союза. Одним из ее примеров является "дело Конара".
Согласно исследованиям американского историка Роберта Конквеста, которого сложно заподозрить в симпатиях к России и тем более к СССР, заместитель наркома земледелия Федор Конар (Федор Палащук) был агентом польской разведки, внедренным в советские органы власти еще в 1920 году. Вместе с группой своих сотоварищей из Наркомзема и Наркомсовхозов, он содействовал завышению планов хлебозаготовок в национальных образованиях — Украине, Белоруссии, Казахстане. Это, в совокупности с западным эмбарго, и привело к гибели многих тысяч украинцев, белорусов, казахов.
Переложить юридическую ответственность за все эти смерти на советское правительство и, больше того, на русских — это и входило в компетенцию варшавского прокурора. Своим проектом суда над СССР Лемкин должен был содействовать правовому закреплению виновности России в международном праве, а также в сознании украинского, белорусского и казахского народов. Ведь создав однажды юридический прецедент, в дальнейшем можно было постоянно на него ссылаться, не отягощая себя обсуждением исторических фактов.
Ради этого Лемкин придумал отдельный термин — "геноцид" (в переводе с греческого "убийство рода"). Ради этого, находясь уже на службе у американцев, инициировал принятие Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида (сами США от ратификации этой конвенции предусмотрительно отказались до распада СССР). Ради этого Запад тогда же добился утверждения проекта Лемкина о создании международного уголовного трибунала Генассамблеей ООН. Этот суд, оформившийся впоследствии как Международный уголовный суд, и предполагалось использовать для организации процесса против России.
Но, как это часто бывает в истории, в итоге случился сбой, вылившийся в исторический казус. Конвенция ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида, задуманная как базовый документ для осуждения СССР, была использована против самих Соединенных Штатов. Сразу же после ее принятия Вашингтон обвинили в дискриминации чернокожего населения.
Международный уголовный суд, созданный для организации показательного процесса против России, сегодня инициирует процесс против США — по обвинению в преступлениях американских войск в Афганистане.
Одним из главных примеров геноцида в истории стал не голод 1932–1933 годов, а истребление американцами индейцев. Тот случай, когда автор даже не предполагал, куда сюжетная линия развернет его пьесу. Недаром у актеров существует правило: лучше недоиграть, чем переиграть.