Ровно десять лет тому назад американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor (неофициально ее называют "теневым ЦРУ") опубликовала доклад, в котором были определены стратегические цели Запада на следующие десятилетия. В числе приоритетных задач было названо ослабление России путем создания вдоль ее границ нескольких враждебных политических блоков. Географически каждый из них привязывался к определенному региону — Восточная Азия, Ближний Восток, Восточная Европа.
В качестве главного противника России на Востоке указывалась Япония. У этой страны со времен Второй мировой войны существовали претензии на часть Курильских островов. В дополнение к этому американские аналитики предлагали содействовать расширению японских аппетитов на весь российский Дальний Восток. По мнению специалистов Stratfor, для этого можно было использовать фактор снижения темпов экономического роста Страны восходящего солнца (в 1970-е рост ВВП в среднем составлял 8–9%, в 1980-е — 6–7%, в 2000-е — 1–2%). Если, писали они, настроить японцев искать причины этого обстоятельства не внутри страны, а в действиях соседей, то можно будет подтолкнуть Токио к более агрессивной внешней политике — прежде всего, по отношению к России.
На Ближнем Востоке в качестве традиционной антироссийской силы указывалась Турция. Американские аналитики считали, что огромные внешнеполитические амбиции Реджепа Тайипа Эрдогана, его стремление реализовать "османский проект" (восстановление турецкого влияния в странах, которые когда-то входили в Османскую империю) рано или поздно приведут к столкновению с Россией.
Наконец, в Восточной Европе американцы предлагали сформировать группу стран, которые выдвигали "исторические" претензии на территорию бывшего СССР, — Польша, Румыния, Венгрия, Словакия (с подключением Чехии). Ключевая роль в этом антироссийском квартете отводилась правопреемнице Речи Посполитой, элита которой традиционно испытывала комплекс исторических обид — прежде всего, по отношению к России.