в удобном формате
В канун Нового года сразу три африканские страны – Чад, Сенегал и Кот-д’Ивуар – потребовали вывести французские войска до 31 января 2025 года. Ранее ухода французов со своей территории добились Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Центральноафриканская Республика. Очередная же эвакуация приведет к тому, что военные базы Франции останутся в Африке только в Джибути и Габоне. Фактически на наших глазах происходит распад Франсафрики. И это, по мнению ряда аналитиков, может во многом предопределить весь ход мировой истории.
Термин Françafrique получил распространение c 1959 года для описания постколониальной зависимости стран Африки от Пятой республики. В состав Франсафрики входили бывшие французские колонии Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Габон, Камерун, Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Чад, Коморские Острова. Также в списке находились бывшее испанское владение Экваториальная Гвинея и Гвинея-Бисау, принадлежавшая ранее Португалии.
Зависимость перечисленных стран от Франции была оформлена рядом двусторонних и многосторонних военно-политических и экономических соглашений. В соответствии с ними Париж взял на себя формальную ответственность за безопасность бывших колониальных владений. С этой целью в некоторых из них были размещены французские военные базы. Кроме того, Париж навязал странам Франсафрики свою валюту – африканский франк. Его эмиссия осуществлялась тремя специально учрежденными банками, контролируемыми центробанком Франции. В свою очередь африканские страны обязались хранить свои золотые, а также большую часть валютных резервов в Париже. Все внешние расчеты также следовало осуществлять через Францию. Такое положение позволяло французам контролировать вывоз из африканских стран полезных ископаемых, формировать на них цены, определять покупателей, распоряжаться всей выручкой.
Сегодня ликвидация Франсафрики сопровождается не только эвакуацией французских войск. Пересматриваются и финансовые взаимоотношения. Официально заявлено, что в 2027 году франк прекратит функционировать в странах Западной Африки. После этого аналогичная реформа должна пройти и в Центральной Африке. В то же время вопрос, на какую денежную единицу перейдут бывшие колонии, остается открытым.
Франция пытается навязать новую валюту, которая будет иметь фиксированный паритет с евро. Курс будущей денежной единицы должен устанавливаться Парижем. Понятно, что при таком подходе финансовая политика африканским стран останется в зависимости от Пятой республики.
В качестве альтернативы выдвигается проект введения национальных валют при условии создания единой системы взаимных расчетов. В рамках последней предлагается использовать биткоин. Центральноафриканская Республика уже объявила криптовалюту официальным платежным средством. О намерении сделать то же самое заявили Камерун, Республика Конго, а также бывшая бельгийская колония Демократическая Республика Конго. Заявляется, что это позволит указанным странам самостоятельно выходить на внешние рынки независимо от Франции. Тем более что узаконить биткоин намерена и администрация Дональда Трампа. Однако здесь есть нюанс.
Не секрет, что США играют значительную роль в ликвидации Франсафрики. И неважно, что тем самым подрывают в регионе позиции своего формального союзника – Пятой республики. Для Соединенных Штатов главное – решить собственный вопрос – ликвидировать колоссальную задолженность. В качестве одного из сценариев решения рассматривается возможность официального включения биткоинов в состав золотовалютных резервов. Напомним, что эти резервы гарантируют федеральный долг.
Основные держатели долговых обязательств США сбрасывают американские казначейские бумаги африканским странам. Особенно активно это делает Китай. В случае официального признания криптовалюты Соединенные Штаты намерены рассчитаться ею с африканскими держателями американских обязательств. При этом учитывается тот факт, что курсом биткоина легко манипулировать, то есть его легко завысить до небес. В то же время биткоин юридически принадлежит частной компании, зарегистрированной в США. В случае банкротства этой организации предъявлять претензии будет некому. И тогда биткоины, которыми погасят долговые обязательства США, превратятся в пыль.
По замыслу авторов этого сценария, процесс аннулирования федерального долга должен сопровождаться хаотизацией Африки и столкновением на ее территории ведущих держав. В случае успеха все главные кредиторы США окажутся втянуты в конфликт. Им станет не до предъявления претензий англосаксам. Именно по этой причине США закрывают глаза на то, что место европейцев в Африке занимают конкуренты американцев.
Китай и Саудовская Аравия создали военные базы в бывшей французской колонии Джибути. Индия разместила пункт радиолокационного слежения в еще одном экс-колониальном владении Франции – на Мадагаскаре. Активизировалась в регионе Турция. Пытаются втянуть в этот процесс и Россию. Центральноафриканская Республика официально предложила России разместить на своей территории российскую базу. Но Москва руководствуется исключительно принципом собственной выгоды.