Англия и Аргентина провоцируют войну за Антарктику
в удобном формате
В последнее время в фокусе внимания международных СМИ оказался конфликт из-за Мальвинских (Фолклендских) островов. Речь идет об архипелаге в юго-западной части Атлантики, который контролируется Англией и на который претендует Аргентина.
Несколько дней тому назад аргентинский МИД обратился к британскому правительству с призывом начать переговоры о возврате островов. Когда же из Лондона последовал отказ, в Буэнос-Айресе анонсировали намерение обратиться в ООН.
Устав Организации Объединенных Наций декларирует принцип равноправия и самоопределения народов. По нему метрополии обязаны "максимально способствовать" движению "несамоуправляющихся территорий" к независимости. В качестве первого шага предусмотрена передача колоний под управление Совета по опеке, который формирует Генассамблея ООН.
Мальвинские (Фолклендские) острова были открыты в XVI веке испанцами, после чего присоединены к испанской провинции Рио-де-ла-Плата. В 1811 году последняя провозгласила независимость от Испании и вскоре стала именоваться Аргентинской республикой. Под ее суверенитет перешли и Мальвинские (Фолклендские) острова. Правда, аргентинское господство продолжалось недолго. Англия не признала этот акт и в 1833 году аннексировала архипелаг. Это и стало причиной долгосрочного конфликта, который несколько раз приводил к военному противостоянию. Так Фолкленды стали британской колонией.
Учитывая приведенные обстоятельства, а также ссылаясь на Устав ООН, аргентинский МИД требует передачи Мальвинских (Фолклендских) островов под управление Совета по опеке. Это рассматривая как первый шаг на пути к установлению аргентинского суверенитета. Поскольку же на данный момент международный орган по опеке не сформирован, Буэнос-Айрес требует его создания.
Один нюанс: Аргентина, предъявляя претензии Англии, сама контролируется англосаксами. После финансового кризиса 2008 года Аргентинская Республика увязла в долгах. Ввиду неспособности их погасить Верховный суд США в 2014 году обязал аргентинцев согласовывать финансовую политику с американскими кредиторами. С тех пор аргентинское правительство четко следует требованиям американцев. Так, по их рекомендации Буэнос-Айрес передал не менее 60% золотых резервов для продажи на Лондонском рынке драгоценных металлов. Выручка должна пойти на погашение долгов. Спрашивается, почему должники выступили против кредиторов?
Ответ в том, что фактически предметом спора является не столько архипелаг, сколько Антарктида. И Англия, и Аргентина административно относят к Мальвинским (Фолклендским) островам часть Антарктиды площадью 1,7 млн км². Британцы считают указанную территорию "Зависимой территорией Фолклендских островов". Аргентинцы – частью "провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики". Поэтому фолклендский спор, подчеркнем еще раз, фактически является конфликтом из-за Антарктиды.
Официально об этом не говорится, так как формально в отношении Южного континента действует Договор об Антарктике. Он был подписан еще в 1959 году 12 странами, которые ранее предъявляли претензии на Антарктику. В числе государств-подписантов – Аргентина, Англия и США. Всего же соглашение официально признают 57 стран. Договор гласит, что до 2048 года ни одно из государств не может претендовать на какие-либо части Антарктики. Самый холодный материк Земли рассматривается как "достояние всего человечества".
В то же время Договор об Антарктике не является документом Организации Объединенных Наций. Больше того, если его положения будут противоречить решениям ООН, то он утратит силу. Если Генассамблея ООН признает Мальвинские (Фолклендские) острова предметом спора, то тем самым подтвердит претензии участников конфликта на Антарктику. Это автоматически сделает договор 1959 года недействительным. В этом случае британская корона сможет актуализировать претензии, которые уже были заявлены ранее. Речь идет о претензиях трех владений британского короля – собственно Англии, Австралии и Новой Зеландии. Эти претензии распространяются на антарктическую территорию общей площадью 8,1 млн км² (58% южного материка).
Все это свидетельствует о том, что новым полем боя за контроль за ресурсами уже очень скоро станет Антарктика. И борьба за нее обещает быть не менее ожесточенной, чем за Арктику.