window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 августа 2024, 17:00

310 лет назад Россия одержала первую морскую победу над Западом

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фото: © РИА Новости

9 августа 2024 года в России отметили очередной День воинской славы. 310 лет тому назад, 27 июля (по старому стилю) 1714 года галерный флот Петра I пленил эскадру шведского контр-адмирала Нильса Эреншёльда у мыса Гангут в Финляндии. Это позволило Русскому царству укрепить свои позиции на Балтийском море, начать наступление на территорию Швеции и победоносно завершить Северную войну. Теперь, согласно российскому законодательству, 9 августа празднуется как дата первой морской победы русского флота в его истории.

В то же время полной оценке важности этого достижения препятствует то неоднозначное описание конфликта 1700–1721 годов, которое представлено в российских учебниках. Ниже взяты тезисы из "Истории России. 8 класс" под общей редакцией В.Р. Мединского (2023 год). В нем причины Северной войны связаны с (дословно) "желанием добиться выхода России к балтийским морским торговым путям, освоить достижения европейских народов и превратить Россию в великую европейскую державу". Далее указано, что именно Петр I инициировал войну, создав коалицию с Саксонией и Данией. При этом конфликт рассматривался исключительно в контексте русско-шведского противостояния. Но в таком контексте действия России выглядят как "захватнические".

Ради справедливости следует признать, что указанная трактовка берет свое начало со времен Екатерины II. В то же время на сегодняшний день она опровергается архивными документами, которые позволяют утверждать, что действия Русского царства являлись оборонительно-наступательными. Причины войны следует искать в событиях начала XVII века.

Фото: © РИА Новости

В этот период Русское царство подверглось внешней агрессии со стороны Речи Посполитой и Швеции, а заодно погрузилось в состояние гражданской войны – Смуты. В 1613 году в Россию прибыл новый английский посол Джон Меррик. Он привез предложение своего короля принять его "покровительство". Это предложение было связано с опасением потерять русский рынок, который мог перейти к Польше, то есть конкурирующей католической стороне.

В Москве только-только избрали нового царя Михаила Федоровича. Он, нуждаясь в стабилизации ситуации, благосклонно принял предложение британца и попросил его выступить посредником в урегулировании отношений с Швецией. При посредничестве Джона Меррика в 1617 году был подписан Столбовский мирный договор, который содержал следующие положения.

Россия уступила Швеции выход к Балтике, а именно – современную Ленинградскую область, в обмен на отказ Стокгольма от претензий на остальные русские территории. Было закреплено "право свободной торговли", но шведским купцам не дозволялось ездить с товарами через Русское царство в Персию, Турцию и Китай, а московским – через Швецию в западноевропейские страны. Соответствующие торговые операции могли производиться только британцами или союзными им голландцами. Конечно, такая ситуация ставила торговлю России в прямую зависимость от шведов и англичан. Ведь одновременно русских обязали отказаться от альтернативных торговых маршрутов, в частности через Северный Ледовитый океан.

Фото: © РИА Новости/Евгений Леонов

Чтобы обеспечить развитие торговли, требовалось восстановить рынки России и Швеции, ослабленные затяжной войной. Для этого двум сторонам предложили следующую операцию. Москва обязалась уплатить шведской короне около 1 тонны серебра, но не звонкой монетой, а долговыми обязательствами, выданными англичанами. Эта мера была необходима для того, чтобы Стокгольм избежал дефолта. В свою очередь Москва должна была рассчитаться не деньгами, а предоставлением английским купцам льгот, фактически равноценных монопольному положению. В рамках последнего обязательства Джон Меррик подписал с русским правительством первый торговый договор.

Такая ситуация еще больше усугубила зависимость России, вынуждая ее время от времени обращаться к британцам за займами. Это продолжалось до тех пор, пока в ходе Великого посольства 1697–1698 годов царь Петр I не предложил английскому правительству сделку. Он предоставил английскому купечеству еще больше таможенных льгот и торговых преимуществ. В свою очередь просил лишь одного – позволить русским купцам осуществлять самостоятельные операции с Европой. В качестве обоснования своих скромных претензий царь ссылался на явные нарушения Швецией условий Столбовского договора о "свободной торговле". Еще раз подчеркнем: Англия выступала гарантом этого соглашения.

В ответ на предложение Петра I, а именно в мае 1698 года и в январе 1700 года, король Англии, являвшийся одновременно правителем Голландии, заключил два антирусских соглашения с королем Швеции. По ним Лондон обязался кредитовать все военные акции шведского монарха, направленные против русского царя. В состав Шведского королевства на тот момент входили современные Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Ленинградская область, некоторые районы Германии. Это была самая мощная военная держава континентальной Европы. В Шведском королевстве производилось больше железа, чем во всех остальных континентально-европейских странах вместе взятых. Кроме того, шведы считались монополистами в производстве древесины, пеньки, смолы, дегтя и других товаров, столь необходимых для создания мощного флота. Шведская армия формировалась из наемников, и у Стокгольма появилась возможность практически неограничено рекрутировать солдат по всей Европе.

Фото: © ТАСС

Петру I ничего не оставалось, как ответить на эту угрозу и вступить в Северную войну. Формально на начальном этапе у царя были "союзники" в лице Дании и Саксонии. Однако сразу после начала военных действий англо-шведско-голландский флот вывел Копенгаген из "игры". Под влиянием англичан и голландцев саксонский курфюрст также отказался от активных действий, а затем и вовсе подписал мирный договор с шведами. Таким образом, русским пришлось воевать практически в одиночку. Вести войну пришлось исключительно за свой счет. И это в то время, когда на стороне короля Карла XII на разных этапах выступали (кроме Англии и Голландии) польско-литовская конфедерация Речь Посполитая и Османская империя.

В этой борьбе Петру I пришлось напрячь все силы страны. Порой приходилось идти на уступки некоторым противникам, в частности Османской империи. Порой приходилось выделять крупные суммы, чтобы "задобрить" врагов. Не обходилось без неудач и промахов. Тем не менее по Ништадтскому мирному договору 1721 года Русскому царству отошел выход к Балтийскому морю – современные Ленинградская область, Эстония, Латвия.

И последнее. В 2021 году президент России Владимир Путин призвал еще раз внимательно изучить события Северной войны. В частности, он обратил внимание на то, что целью Петра I являлся не захват чужих земель, а возврат собственных. Также президент напомнил, что Россия никогда ни на кого не нападала. Она всегда противостояла иностранным агрессиям, которые в основном исходили с Запада. Пришло время закрепить этот вывод и в школьных пособиях.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1250048 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1250048')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1250048', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1250048', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1250048(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1250048(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })