Освобождение Киева сорвало сговор англосаксов с нацистами
в удобном формате
6 ноября исполнилось 80 лет со дня освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. К этой дате Министерство обороны РФ рассекретило архивные документы, относящиеся к Битве за Днепр. Эти материалы разоблачают миф, согласно которому Иосиф Сталин приказал взять столицу УССР к годовщине Октябрьской революции, "не считаться с потерями". Этот миф родился в хрущевскую эпоху и нашел отражение в знаменитой советской киноэпопее "Освобождение".
Архивы Минобороны показывают: в действительности советское командование дало распоряжение, что сроки взятия Киева должны "зависеть от обстановки". Киевская наступательная операция стала одной из наименее кровопролитных для СССР в истории Великой Отечественной войны. Безвозвратные потери Красной армии составили менее 1% от численности войск, участвовавших в сражении.
Наконец, архивы Минобороны показывают, что Киевская операция позволила избежать сговора англосаксов и Гитлера. На этом факте стоит остановиться подробнее.
Считается, что отправной точкой формирования антигитлеровской коалиции стало радиообращение премьер-министра Уинстона Черчилля к своим соотечественникам 22 июня 1941 года. В нем глава британского кабинета объявил о том, что предложил советскому правительству военную, экономическую и техническую помощь. В то же время в обращении Черчилля была важная оговорка: "Нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма. […] Никто не был более стойким противником коммунизма в течение последних 25 лет, чем я. Я не возьму обратно ни одного сказанного о нем слова". Фактически позиция Черчилля сводилась к тому, чтобы "выбирать меньшее из двух зол". Поддержка СССР оговаривалась необходимостью обезопасить Британские острова от германского вторжения. Это означало возможность отказа от поддержки СССР, когда Германия настолько ослабнет, что станет неспособной к вторжению в Англию.
С этим заявлением совпадала и позиция влиятельного правого крыла правящей Демократической партии США. Его позицию озвучил сенатор США Гарри Трумэн в газете The New York Times от 24 июня 1941 года: "Если мы увидим, что побеждает Германия, мы должны помочь России, если побеждает Россия, мы должны помочь Германии и, таким образом, позволить им убивать как можно больше, хотя я не хочу, чтобы Гитлер победил ни при каких обстоятельствах. Никто из них не задумывается о своем обещанном слове". Заметим, что Трумэн на тот момент руководил сенатским комитетом, отвечавшим за реализацию программы национальной обороны США. Этот комитет определял внешнюю политику Вашингтона в вопросах обороны. Позицию Трумэна целиком разделял и лидер оппозиционной Республиканской партии США Томас Дьюи.
Указанный подход традиционен для англосаксов: сначала столкнуть две стороны, затем навязать им кредиты, далее не допускать победы какой-либо из них. Цель – максимально ослабить, а затем поставить под полный контроль воюющие стороны. В первые два года Великой Отечественной войны англосаксы четко придерживались этой линии. Больше того, на нее ориентировался и Адольф Гитлер.
Потерпев поражение на Курской дуге, он решил изменить стратегию. 11 августа 1943 года фюрер издал директиву о постепенном отводе частей вермахта за реку Днепр. Эта река, занимавшая третье место по длине в Европе, представляла собой естественный оборонительный рубеж. На нем предполагалось остановить наступление Красной армии и дождаться разрыва между англосаксами и СССР. И эти расчеты были небеспочвенны.
В момент Битвы за Днепр, а именно с 19 по 30 октября 1943 года, в Москве прошла конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии. Главы внешнеполитических ведомств собрались, чтобы согласовать позиции трех стран в преддверии встречи их лидеров в Тегеране. Конференция выявила серьезные разногласия между англосаксами и СССР. Главные противоречия относились к судьбе Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики, вопроса открытия второго фронта в Европе и др. Эти разногласия были способны похоронить "антигитлеровскую коалицию", которая на тот момент юридически еще не была оформлена. Руководству СССР приходилось учитывать и тот факт, что англосаксы на протяжении всей войны сотрудничали с Гитлером.
Чтобы предупредить раскол "коалиции" и воспрепятствовать еще большему сближению англосаксов и нацистов, советскому руководству пришлось приложить максимум усилий.
В ходе Киевской наступательной операции (3–13 ноября 1943 года) Красная армия форсировала Днепр, освободила столицу УССР, открыла путь к полному освобождению Украины. Этот успех показал способность СССР самостоятельно одержать победу над нацистами. Не случайно после освобождения Киева президент США Франклин Рузвельт заявил своему сыну: "Если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится!"
Это подтолкнуло американского лидера пойти на тайный сговор со Сталиным. В ходе Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 года) главы СССР и США достигли соглашения за спиной Черчилля. Рузвельт признал советский контроль над Прибалтикой, Западной Украиной, Западной Белоруссией, обязался открыть второй фронт в Европе в мае-июне 1944 года. Сталин поддержал стремление президента США разрушить Британскую империю. В данном случае лидер СССР сыграл на противоречиях англосаксов. Он использовал тот факт, что США хотели взять под финансовый контроль колонии Англии. Таким образом, Сталин обратил принцип англосаксов "разделяй и властвуй" против них самих. Альянс руководителей СССР и США позволил юридически оформить антигитлеровскую коалицию.