в удобном формате
30 лет тому назад, 7 октября 1993 года, Борис Ельцин подписал указ о начале поэтапной конституционной реформы. Этот документ был представлен как начало выхода из конституционного кризиса, едва не доведшего страну до гражданской войны. Сегодня он считается отправной точкой для принятия современной Конституции РФ. В то же время на Западе его рассматривают "началом формирования авторитаризма в России". Так, согласно Центру современной истории Лейбница в Потсдаме, 7 октября 1993 года стало (цитата) "ключевой датой начала авторитарной реструктуризации в России <…>, которая привела к путинизму". С чем связана такая оценка?
Отправной точкой для конституционного кризиса 1993 года стал распад СССР. Правовым актом, имеющим высшую юридическую силу в России, стала Конституция РСФСР. На тот момент она содержала серьёзное противоречие. Основной закон определял президента главой государства, а Съезд народных депутатов - высшим органом власти в стране. Это привело к тому, что в стране сложилась система двоевластия. И Ельцин, и парламент считали себя верховной властью и не хотели уступать.
Ситуация усугублялась тем, что одновременно происходила смена социально-экономической формации. Началась приватизация не только основных средств производства, но и недр. И президент, и Верховный Совет претендовали на то, чтобы возглавить этот процесс. Каждый из них хотел сыграть решающую роль в формировании класса крупных собственников – олигархов.
Ещё одна проблема заключалась в федеративном устройстве государства. До 1991 года в составе РСФСР существовали автономные республики, области и округа. При этом каждая из этих автономий не была наделена атрибутами государственности. В период распада СССР в Конституцию внесли изменения, согласно которым бывшие республики РСФСР перестали быть автономными. Они стали "государствами". Причём некоторые автономные области приобрели статус республик. Каждый из этих субъектов претендовал на особые отношения с центром, а некоторые, в частности Татарстан и Чечня, и вовсе объявили об отделении.
В марте 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии, подписали федеративный договор. Он предусматривал принятие новой Конституции, проект которой был опубликован спустя несколько месяцев. Он ярко показывает, что ждало нашу страну.
Авторами проекта являлись известные юристы Анатолий Собчак и Сергей Алексеев. Они руководствовались конституционными идеями Андрея Сахарова и посвятили ему документ. В проекте Собчака-Алексеева республики объявлялись "суверенными государствами" и наделялись широкими полномочиями, вплоть до собственного гражданства. Они же наделялись правом на формирование верхней палаты парламента, которая наделялась правом по формированию правительства и Верховного суда. Президенту оставались представительские, декоративные функции. Причём его самого должен был утверждать… Верховный суд, сформированный субъектами федерации. По сути, это был проект преобразования России из федерации в конфедерацию.
Ещё один важный момент: финансирование разработок всех проектов российской Конституции осуществлялось Агентством США. По крайней мере, такая информация представлена на сайте этого ведомства. Там же указано, что в вопросах выделения грантов агентство руководствовалось законодательством США, в частности, законом № 86-90. Этот нормативный акт, принятый Конгрессом США в 1959 году, определил целью американской внешней политики разрушение СССР, а затем РСФСР. В этом контексте финансирование разработки проекта Конституции Собчака-Алексеева следует рассматривать как спонсирование распада России.
Добавим, что 21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Конституционный суд тут же признал это решение незаконным, а Президиум Верховного Совета его отменил и объявил о прекращении полномочий президента. К вечеру 23 сентября исполнительная власть 2/3 регионов поддержала указ президента. Напротив, законодательная власть большинства субъектов выступили в поддержку парламента. 3 октября конституционный кризис перерос в вооружённый конфликт. Причиной ему послужили действия неизвестных снайперов. Один из них убил сотрудника ОМОНа, участвовавшего в патрулировании в районе здания парламента. Эти действия были восприняты коллегами убитого как агрессия со стороны защитников Дома Советов, и они открыли огонь по демонстрантам. Далее последовала череда кровавых событий, завершившихся штурмом Белого дома. На Западе уже прогнозировали начало новой гражданской войны. Западные СМИ сравнивали Октябрьские события 1993 года с Октябрём 1917 года. Они ждали не просто кровавую бойню, но и распад страны. Не только ждали, но и явно желали.
Однако дело явно пошло не по сценарию. Русский народ оказался достаточно мудр, чтобы не поддаваться на провокации. Результатом столкновений в Москве, в которых по официальным данным погибло 158 человек, стала не гражданская война. В декабре 1993 году на референдуме была принята Конституция. С одной стороны, она открыла путь для проведения грабительской приватизации, с другой – для централизации страны. Конституция закрепила президентскую форму правления. Распада России удалось избежать. И этого Запад не может простить.