Участие поляков в нацистском "расследовании" вынудило правительство СССР разорвать с ними отношения. И тут на стороне поляков выступил британский кабинет. Возникли предпосылки для разрыва между Лондоном и Москвой. Вслед за ним неизбежно последовал бы разрыв между Вашингтоном и Москвой.
В июне 1943 года в испанском Сантандере состоялась тайная встреча главы абвера Канариса с начальником британской разведки МИ-6 Стюартом Мензисом и руководителем Управления стратегических служб США Уильямом Донованом. Они собрались, чтобы закрепить итоги бернской встречи. Канарис представил собеседникам проект сепаратного соглашения. Он включал следующие пункты: прекращение огня на Западе, устранение или выдачу Гитлера, продолжение войны с СССР, военную помощь Берлину. Как мы написали, "повод" к разрыву отношений с Москвой у англосаксов уже имелся.
27 июня 1943 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль направил секретное письмо главе советского правительства Иосифу Сталину. В нём указывалось, что у "союзников" появились "новые политические мотивы", в соответствии с которыми они не намерены выполнять союзнические обязательства и будут действовать в "своих интересах".
Это произошло всего за несколько дней до Курской битвы. В случае успеха вермахта в этом сражении лидеры США и Англии санкционировали бы мир.
Добавим, что в августе 1943 года президент США Франклин Рузвельт получил аналитический доклад Комитета начальников штабов США, в котором говорилось, что победа СССР неизбежна в любом случае. Даже открытая поддержка англосаксов не избавила бы нацистскую Германию от поражения. Стало очевидно, что ставка на взаимное истощение Германии и Советского Союза провалилась. Необходимо было срочно скорректировать стратегию своих действий.
И последнее. Мы намеренно не разбирали "Катынское дело". В 2004 году Главная военная прокуратура России опубликовала своё заключение, в котором поддержала нацистские обвинения. Она признала виновником расстрелов поляков НКВД. Однако виновным в преступлении может признать только суд. Прокуратура не передавала свои материалы в суд. Следовательно, виновный не установлен, а дело считается нераскрытым.