Американские военные аналитики прогнозируют усиление связей РФ и Китая
в удобном формате
Запад лишает Китай доступа к ресурсам, тем самым вынуждая его обратить свои взоры к России. Это создает предпосылки для продажи российских ресурсов на более выгодных условиях.
4 августа состоялась встреча главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова с его китайским коллегой Ван И. На встрече министр иностранных дел КНР заявил, что Китай желает усиления "стратегического взаимодействия" с Россией. По словам Ван И, обе страны могли бы "сообща отстаивать международную систему, в которой ключевую роль играет ООН и международное право".
В комментарии к данному заявлению в Военно-морском институте США (USNI) сделали прогноз, что у Москвы появилось новое окно возможностей для расширения экономического сотрудничества с Пекином.
USNI является некоммерческой организацией, официально позиционирующей себя финансово независимой. Фактически же институт исполняет функции аналитического центра американского военно-морского флота. Он функционирует на базе Военно-морской академии США на основании разрешения, предоставленного актом американского конгресса.
Аргументация аналитиков американского флота следующая: основными поставщиками технологичной продукции для Китая являются Япония, Тайвань и Республика Корея. В торговле с этими странами у КНР присутствует диспропорция. Пекин больше вывозит из них, чем ввозит, т. е. китайский импорт превышает экспорт. Особенно это характерно для Тайваня, который экспортирует в КНР в три с половиной раза больше продукции, чем импортирует.
В свою очередь основным рынком сбыта для товаров из КНР являются страны так называемого коллективного Запада, на которые приходится 49% китайского экспорта. В торговле со всеми этими государствами присутствуют свои диспропорции, но самая огромная приходится на США. Экспорт КНР в страну, которая является его главным торговым контрагентом, почти втрое превышает импорт.
Как следствие, большую часть выручки от торговли со Штатами Китай получает в виде долговых обязательств. Фактически это записи в американских банках о том, что они должны Китаю энную сумму и тот может на них в будущем что-то условно купить.
Далее действует следующая схема: США не препятствуют КНР заключать сделки на азиатских, африканских и латиноамериканских рынках. Если быть точным, то Штаты не пускают китайцев на те рынки, которые американцы исторически считают своими. Пекину позволяется заключать сделки на тех рынках, на которых ранее присутствовал СССР. Речь идет о странах, которые некогда входили либо в Совет экономической взаимопомощи, либо в так называемое Движение неприсоединения, с которым тесно сотрудничал Советский Союз. По сути, Китаю позволяют заполнить те ниши, которые образовались после распада СССР.
Во всех этих регионах Пекин торгует американскими долговыми обязательствами, приобретая на них природные ресурсы. Так, например, в Африке наиболее тесное сотрудничество у него налажено с Анголой, Нигерией, Алжиром, Египтом, Эфиопией, Демократической Республикой Конго, Гвинеей, Кенией, Замбией, а также членом БРИКС ЮАР. В Латинской Америке – с Перу, Чили, Мексикой и членом БРИКС Бразилией. В Азии – с Малайзией, Вьетнамом, Камбоджой, Индонезией, Ираком, Филиппинами, Казахстаном. Исключение из общего правила составляют Австралия и Канада, которые также являются крупными поставщиками ресурсов для КНР.
Всем этим странам Пекин продает те самые записи в американских банках, на которые условно можно что-то купить в будущем. Проблема в том, что тайваньский кризис ухудшил отношения КНР с Западом. И теперь никто не даст гарантии, что США не заморозят те самые записи в своих банках, по которым они что-то должны Китаю. Тем более что у всех перед глазами пример того, как Запад поступил с долговыми обязательствами перед Россией. Больше того, возникла угроза, что США перестанут признавать даже те долговые обязательства, которые ранее китайцы (с согласия американцев) распродали в другие страны.
В такой ситуации у Китая просто-напросто отпадут основные поставщики ресурсов. И Пекину неизбежно придется искать альтернативу.
В качестве такой альтернативы и может выступить Россия. Российская Федерация обладает огромными ресурсами, доставка которых в Китай не составляет трудности. Поэтому Пекин и высказывает заинтересованность в расширении сотрудничества. В свою очередь у Москвы есть возможность существенно улучшить свои торговые позиции – продавать ресурсы на более выгодных условиях. Такой вывод содержится в прогнозе Военно-морского института США.
В то же время аналитики USNI указывают на несколько "но", которые могут создать препятствие для расширения российско-китайского сотрудничества. В частности, они ссылаются на природное стремление китайцев к сокращению затрат. Так, большую часть сделок по скупке ресурсов азиатских, африканских и латиноамериканских стран Китай осуществляет через Гонконг, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Сингапур, Американские Виргинские острова, американские штаты Вайоминг и Делавэр. Все эти территории считаются офшорами, позволяющими избегать налогообложения. С их помощью китайцы имеют возможность экономить значительную часть средств при реализации торговых сделок. Подобная схема сотрудничества для России неприемлема.
В связи с этим аналитики Военно-морского института США сомневаются, что Москва и Пекин резко усилят свое сотрудничество уже в ближайшем будущем. По их мнению, скорее всего, это будет происходить постепенно.
Добавим, что это мнение американских аналитиков. Даже они признают, что для нашей страны складываются очень хорошие перспективы. И эти перспективы американцы создали сами, своими руками.