window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
10 февраля 2022, 09:21

«Вышиваные» самозванцы

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Искусственность украинского государства подтверждается историей авантюр династии Габсбургов
Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency/Yuliia Ovsiannikova Ukrinform

10 февраля исполняется 127 лет со дня рождения эрцгерцога Вильгельма Франца фон Габсбурга-Лотарингского – весьма эксцентричного персонажа, в украинской истории известного под псевдонимом «Василий Вышиваный».

Эрцгерцог Карл Стефан - отец Вильгельма - приходился императору Францу-Иосифу родственником, но дальним, поэтому престол Австро-Венгерской империи не «светил» ни ему, ни его детям. Однако он чутко ловил дыхание своего времени: в ту пору разваливались монархические империи, а на их место приходили новые национальные государства, как в виде республик, так и в виде «суррогатных» монархий с конституционной формой правления и странным национал-религиозным «кентавром» в качестве идеологии. Особенно активно такие процессы шли на Балканах и в Восточной Европе.

Карл Стефан решил поучаствовать в этом «наци-билдинге» через своих детей, которых собрался сделать элитой марионеточного проавстрийского государства, созданного на польских землях, входивших в состав Российской империи. Для этого он породнился с верхушкой польской аристократии, выдав дочерей за местных князей Чарторыйского и Радзивилла. А на польский трон он думал либо посадить своего старшего сына – Карла-Альбрехта, либо самого себя. Чтобы Карл-Альбрехт больше нравился будущим подданным, он воспитал его польским националистом.

Фото: © Вильгельм Франц (на руках у матери) с родителями, братьями и сёстрами (1896 год). Wikimedia Commons

Младший сын Вильгельм оказался без надежд на престол. Однако вскоре он начал увлекаться политическим украинством, ездить по галицийским деревням, проявлять показную заботу о местных русинских крестьянах, за что в газетах его стали именовать «красным принцем». Он выучил украинский язык, изучил местные культурные явления, чем снискал популярность у части местного населения (хотя большинство галичан в ту пору еще были русофилами).

Такую деятельность Вильгельма одобрял император Франц-Иосиф. У Австро-Венгрии были давние планы по украинизации весьма русофильской Галиции. «Кнутом» для этого был концлагерь Талергоф, куда ссылали русофилов, а «пряником» – открытие социальных лифтов для лояльных к Австрии украинских националистов. Тут и такие заявления Вильгельма фон Габсбурга пригодились. А программой максимум для Вены был захват Малороссии и создание марионеточного украинского государства во главе с одним из Габсбургов, или прямое включение этих земель в Австро-Венгрию в виде некоего княжества, для которого все равно нужен был наместник из правящей династии.

Впрочем, возможно, что не только меркантильные интересы сподвигли юного эрцгерцога стать «красным принцем» галичан, но и соперничество со старшим братом с его пропольскими взглядами. Причем, по мере вовлечения в это политическое действо он действительно настолько увлекся украинской культурой, что даже стал писать неплохие стихи на местном наречии, и в 1921 году издал целый сборник поэзии.

Фото: © Wikimedia Commons

В наши дни такие планы могут показаться крайне утопическими, но в ту пору они были реалистичными. Так, служивший в австрийской армии немецкий принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский в 1861 году умудрился стать великим князем освобождавшейся от власти Османов Болгарии, а в 1887 году – ее царем. Хотя к болгарам юный Саксен-Кобург имел такое же отношение, как Вильгельм фон Габсбург – к украинцам, то есть никакое.

Во время Первой мировой войны эрцгерцог Вильгельм был назначен командиром сотни 13-го уланского полка, где большинство составляли украинцы. Он проявил себя неплохим офицером, имел боевые награды, хотя звезд с неба не хватал, а в политике и вовсе разбирался слабо. И если бы не его суперзнатное происхождение, то он не делал бы военную и политическую карьеру столь быстро. Уже в 1916 году Вильгельм получил место в парламенте, а в начале 1918 года стал полковником и был назначен командиром сечевых стрельцов. Он стал демонстративно носить вышитую рубашку, от чего и получил прозвище «Василь Вышиваный», с которым и вошел в историю, а точнее – вляпался в нее. Его направили во главе группы австрийских оккупационных войск на Херсонщину, а когда осенью 1918 года в Галиции была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), Вильгельм со своей частью перебрался туда.

После объединения ЗУНР с УНР в январе 1919 года Вильгельм получил должность председателя отдела заграничных связей Генштаба армии УНР и переехал в Каменец-Подольский, руководил оттуда созданием сети военных школ, налаживал связи с иностранными миссиями. В 1920 году в знак протеста против подписанного главой УНР Симоном Петлюрой соглашения с Польшей о польской военной помощи УНР в обмен на Галицию, Вильгельм фон Габсбург демонстративно ушел в отставку и уехал из Украины в Вену.

Фото: © Wikimedia Commons

Политические метания «красного принца» не принесли ему трона, но не только из-за его неопытности, а главным образом из-за объективных обстоятельств. Украинцы тогда почти повально считали себя русскими, и строить независимое государство вообще не хотели. К тому же, сначала Вена не могла договориться с Берлином насчет будущего «независимой» Украины: германский император Вильгельм II тоже видел ее «суррогатно-монархической», но ставку сделал не на юного Габсбурга, а на гетмана Скоропадского, который и выдавил последнего на задворки укро-политики с помощью своих тевтонских друзей. А потом под ударом революций рухнули и Германская, и Австро-Венгерская монархия, а без их поддержки он не мог стать королем Украины.

Фатальная ошибка «Вышиваного» состояла в том, что он продолжил играться в политическое «украинство» и позже, когда никаких шансов стать королем Украины уже не было. В 1930-х годах он с этой целью поддерживал связи с лидерами укро-националистов, издавал в Вене на украинском языке газету «Соборна Україна», что было делом весьма затратным. Поселившись в Париже, он стал вести роскошный образ жизни, изображая короля в изгнании. На всю эту политическую и великосветскую деятельность требовались немалые средства, которые Вильгельм начал собирать разными методами, и не всегда честными.

В 1935 году Василий Вышиваный был заочно приговорен к 5 годам заключения во Франции за аферу, бежал от приговора в Вену. В период Второй мировой войны он еще активнее приступил к безнадежной попытке добыть украинский трон – на этот раз с помощью нацистов, для чего стал гитлеровским офицером. Но нацистам абсолютно не была нужна марионеточная укро-монархия, да еще во главе с представителем нелюбимой ими династии Габсбургов. Пережив разочарование в нацизме, эрцгерцог вступил в контакт с силами французского сопротивления. После войны он по просьбе членов ОУН (запрещена в РФ) устроил им в Вене встречу с представителями французских спецслужб.

Фото: © Wikimedia Commons

Это тоже была полная глупость – Франция дружила с СССР, и поддерживать бандеровцев не собиралась, к тому же заниматься такими делами в зоне советской оккупации было очень рискованно. Естественно, встреча ничего не дала, зато сильно разозлила СМЕРШ, который похитил Вильгельма фон Габсбурга и вывез его в киевскую тюрьму, где Вышиваный и умер в 1948 году от лишений и туберкулеза.

На этом закончилась история этого авантюриста. Но в наши дни она продолжилась использованием его образа. В центре Киева Вышиваному поставили памятник, на Западной Украине – мемориал, его имя прославляют в местных учебниках и СМИ, рисуя его неким символом борьбы за незалежность. Хотя на самом деле в глазах всех здравомыслящих людей несчастный эрцгерцог стал символом искусственности украинского государства, на котором постоянно старались нажиться международные авантюристы всех мастей, часто не имевшие никакого отношения к ней ни этнически, ни духовно.

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency/Yuliia Ovsiannikova Ukrinform

На Украину зачастил родственник Вильгельма - Карл фон Габсбург, являющийся олигархом и медиамагнатом, прикупившим СМИ и на Украине, где с его подачи пропагандируется крайняя русофобия. Дом Габсбургов, который он возглавляет, насчитывает около 600 человек, многие из которых занимают серьезные позиции в политикуме и бизнесе Евросоюза. Этот клан в свое время стал главным спонсором и организатором Экономического форума в Давосе, где собираются многие крупнейшие политики и олигархи мира. Издание Mysl Polska утверждает, что скандально известный антирусский портал Bellingcat тоже создан с подачи этой семейки правой рукой Карла фон Габсбурга - болгарином Христо Грозевым.

Грозев уделяет огромное внимание Украине и поносит тех, кто выступил против ее «майданного» переформатирования, в том числе – автора данной статьи.

Как бы странно это ни звучало для несведущих людей, но есть немало факторов, которые говорят о том, что клан Габсбургов и ныне рвется править Украиной, и хотя реализация его амбиций под большим вопросом, вреда Украине и России он приносит очень много.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_936753 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_936753')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_936753", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_936753', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_936753(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_936753(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })