Седьмого декабря я зажигаю свечу и молюсь об Армении. Для меня и для тысяч людей из бывших республик СССР это день траура, день памяти жертв Ленинаканского землетрясения 1988 года.
Тем зимним утром погибло двадцать пять тысяч человек, но счет смертей не окончился. Раненые умирали под завалами, взывая о помощи, — их крики слышали соседи, родные, друзья, слышала вся страна, весь мир.
Та катастрофа стала нашей общей бедой. В Армению летели спасатели со всего Советского Союза, из многих зарубежных государств.
Нам тогда казалось, что СССР не разорвет никакая сила, что горе Армении — наша общая трагедия. Рядом, плечом к плечу, разбирали завалы спасатели из Прибалтики, Средней Азии, России, Украины. Мы были друг другу как братья, и это не громкие слова, это правда.
Одиннадцатого декабря 1988 года под Ленинаканом разбился Ил-76 со спешившими на помощь Армении людьми — сам самолет и экипаж были из Литвы, а вылетел в последний рейс из Баку, вез призванных из запаса азербайджанских строителей.
Национальные конфликты на фоне общей трагедии казались далекими, над ними даже шутили. В Ленинакане ходил такой анекдот: "Поднимает кран плиту, под ней — армянин. Спасатели к нему, а он спрашивает: "Стойте! Карабах уже наш? Если нет, то опускайте плиту обратно!"
Кто тогда знал, что в Карабахе в 2020-м тоже будет идти война, что Армения ее проиграет, что вновь по дорогам будут идти беженцы…
Горе и радость
Ленинакан и Спитак в те дни были городами, где смешались десятки языков, русская, армянская, английская и французская речь звучала в унисон. Мы прекрасно понимали друг друга, даже не различая слов, — сочувствие и сострадание было в каждом взгляде, каждом движении.
Армения хоронила мертвых — всюду гробы, гробы. Их везли даже не в катафалках, на крышах легковушек.
Зато каждый спасенный человек радовал всех, такие новости передавали друг другу по эстафете. Живых доставали из-под руин и через несколько дней. Девочку Грету откопали в развалинах семиэтажного домана на третьи сутки после землетрясения. Малышка лежала рядом с мертвой мамой. Женщина закрыла дочку своим телом, пытаясь спасти.