в удобном формате
В год 75-летия победы над нацистской Германией Евросоюз выделил два миллиона евро для прославления приспешников Гитлера.
Эти средства Эстонии и Латвии выделены под благовидным предлогом развития сельского туризма, но кураторы из Брюсселя наверняка знают, что деньги пойдут на финансирование маршрутов по кровавому следу пособников фашистов. В Прибалтике коллаборационистов, воевавших против СССР на стороне Гитлера, сейчас называют "борцами за свободу", ставят им памятники.
Походы по местам, связанными с деятельностью "лесных братьев", стали для прибалтийской молодежи, знающей о Второй мировой войне по пропагандистским фильмам, чем-то вроде культа почитания нацистов. "Лесных братьев" вновь на щит подняли, раздувают миф о них как о благородных и бескорыстных борцах за свободу.
Бывших легионеров прославляют как героев, не сложивших оружие даже после поражения гитлеровской Германии. Солдаты 20-й эстонской, 15-й и 19-й гренадерских латышских дивизий СС составляли костяк отрядов "лесных братьев", которые держали в страхе мирных жителей этих республик аж до пятидесятых годов.
Убивали даже детей
Генерал армии Филипп Бобков, в прошлом первый заместитель председателя КГБ СССР, называл участников антисоветского подполья террористами. Он дожил до глубокой старости, и возвеличивание прибалтийских нацистов воспринял как оскорбление памяти замученных ими людей. Однажды я попросил Филиппа Денисовича прокомментировать характер действий "лесных братьев", он ответил так:
"Тактика борьбы вооруженного националистического подполья в Прибалтике скопирована у зондеркоманд гитлеровцев. Террор был направлен не против отдельных лиц, а против определенных кругов и категорий населения, жертвами становились невинные дети, женщины и старики. Деятельность прибалтийских националистов после краха гитлеровской Германии подпитывалась спецслужбами США и Великобритании".
В Прибалтике "лесные братья" оставили такой кровавый след, который не смыть тем политикам, которые пытаются перелицевать историю. Большинство жертв террора – не солдаты Советской армии, а гражданские лица: литовцы, латыши, эстонцы. Их убивали только за то, что они сочувствовали советской власти, пытались строить мирную жизнь.
Арнольд Мери, бывший в послевоенные годы первым секретарем ЦК комсомола Эстонии, оставил потомкам такое страшное свидетельство:
"Я встречал свыше пятнадцати случаев, когда эти "лесные братья" убивали пионеров при сборе ягод в лесах только за то, что на них были красные галстуки".
Бункер в лесу
Могилы мирных жителей, убитых "лесными братьями", есть в каждом прибалтийском городе и поселке, но к ним организаторы "партизанских" маршрутов в Латвии и Эстонии вряд ли поведут экскурсантов. А вот к заботливо отреставрированным бункерам боевиков проводят обязательно.
Недавно по телеканалам показали одно из таких лесных убежищ, его восстановили в Латвии. А на деньги, выделенные Евросоюзом для развития сельского туризма, планируют "облагородить" нору террористов.
"Будет обновлен бункер, как эти партизаны жили в то время, как эта жизнь у них велась в этом бункере..." – сказал перед телекамерами член ассоциации сельского туризма Юрис Смалинскис. Партизанами в духе новых веяний прибалтийской политики он называет террористов из антисоветского подполья.
Увы, стариков, которые помнят истинное лицо "лесных братьев", становится все меньше. Они считали их бандитами, грабителями и уголовниками. Ведь боевики попросту отбирали у запуганных крестьян продукты, расплачиваясь не деньгами, а угрозами: мол, и не думайте жаловаться, мы не уголовники, а борцы за свободу.
Перелицовывают историю
Теперь нынешняя власть в Прибалтике оправдывает злодеяния лесных разбойников. В 2002 году в Эстонии под суд отдали бывшего сотрудника госбезопасности Владимира Пенарта "за убийство трех членов группы, оказывающей сопротивление советскому режиму". И судьи не приняли во внимание слова защитников о том, что каждый из этой троицы являлся преступником не только по советским законам. Ведь один из них, гестаповец, участвовал в облавах и казнях евреев, второй – охранник тюрьмы – застрелил семнадцать односельчан, а третий был подрывником, пускавшим под откос поезда.
Советскую власть, конечно, можно упрекать в жестокости, но отношение к прибалтийским коллаборационистам поначалу было довольно гуманным – уже в 1946 году Совмин СССР принял постановление "О возвращении на родину репатриантов – латышей, эстонцев и литовцев". Прибалтийских легионеров освободили из лагерей намного раньше, чем бандеровцев и власовцев. Их вернули на родину для того, чтобы они строили мирную жизнь, и большинство пошли именно по этому пути. Среди амнистированных в 1946 году был легионер СС Виктор Лоренц, ставший известным советским актером, заслуженным артистом Латвийской ССР.
Но сейчас в Прибалтике в почете не те, кто трудился ради мира, а те, кто стрелял в них, приходя из лесных схронов. Евросоюз же упорно не желает замечать такого возвеличивания нацистов. Получается, что у европейских лидеров двуличная политика: то, что запрещено в центре ЕС, поощряется на его задворках.
Помнится, в Германии в 2011 году в городе Вунзиделе по решению суда снесли могилу Рудольфа Гесса, ближайшего соратника Гитлера. Сделали это для того, чтобы избежать превращения захоронения Гесса в место паломничества неонацистов.
Новый грант ЕС на сельский туризм, то бишь на походы к лесным схронам прибалтийских боевиков – весьма щедрый вклад в развитие заповедника национализма в Прибалтике. Цель понятна: ненависть к СССР и России финансовой подпитки требует. А на это антироссийски настроенным политикам из ЕС, похоже, даже в разгар глобального экономического кризиса денег не жалко.