в удобном формате
Новость о трагедии в аэропорту Шереметьево потрясла всю страну: при аварийной посадке в воскресенье вечером сгорел самолет Sukhoi Superjet 100. В списке погибших сорок пассажиров и один член экипажа. Их гибель каждый из нас видел своими глазами, все телеканалы показали, как приземлился лайнер, как запылали его двигатели, как пламя охватило хвост.
Мы слышали страшные крики пассажиров, видели то, что происходило внутри: один из них успел снять и сбросить в интернет кадры из салона "Суперджета".
Мы видели, как люди по аварийному трапу покидали горящий самолет, — кто-то из спасшихся запечатлел это на свой мобильник.
"Быстрее, быстрее!" — билась в мозгу мысль у всех, кто смотрел эти ужасные кадры. Счет шел даже не на секунды — на мгновения. Пламя разгоралось все сильнее, а люди, замешкавшись, теряли время. Некоторые пассажиры тащили свои сумки, багаж для них оказался важнее собственной жизни. И дороже чужой — наверняка те секунды, пока человек искал свой драгоценный баул, стоили другим пассажирам возможности спастись.
Пожарные машины почему-то не ждали аварийный лайнер на полосе, они прибыли к самолету после приземления не сразу: видимо, с организацией действий аварийных служб в Шереметьево не все ладно.
Несчастливый лайнер
С причинами катастрофы сейчас разбираются следователи. Официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко рассказала журналистам о нескольких версиях катастрофы в аэропорту Шереметьево. Среди основных — недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, которые проводили технический осмотр воздушного судна. Помимо этого рассматриваются версии неисправности лайнера и неблагоприятных метеоусловий.
Стюардесса Татьяна Касаткина, выжившая в катастрофе, говорит о том, что вскоре после взлета лайнер оказался в облаке с градом, за бортом раздался похожий на взрыв грохот, была вспышка. По словам пилота Дениса Евдокимова, в самолет попала молния, была повреждена автоматика и летчики сажали самолет в ручном режиме, загорелся он уже при посадке.
Летчики на авиафорумах пытаются анализировать действия экипажа, и все сходятся во мнении, что приземление было жестким. Самолет "закозлил", от удара сломались стойки шасси, двигатели чиркнули по бетонке взлетно-посадочной полосы и загорелись.
Обвинять молодых пилотов в том, что у них не хватило умения и мастерства, бывалые летчики пока не спешат — для подобных выводов нужно обладать всей полнотой информации, она будет после того, как эксперты расшифруют самописцы черных ящиков.
Но горячие головы, комментируя происшествие в соцсетях, уже припомнили и лихой тверк, который исполняли курсанты-летчики, и дефицит кадров, который испытывают российские авиакомпании, и то, что наш "Суперджет" имеет горькую славу проблемного самолета.
Гражданскому "Сухому" действительно не везло с самого начала — при демонстрационном полете в Индонезии в 2012 году лайнер врезался в гору и разбился. Заказы на перспективный российский среднемагистральный лайнер оказались не такими массовыми, как ожидалось. Санкции осложнили производство — многие комплектующие, включая авионику, импортные. Но я ругать этот самолет не буду — довелось летать на нем пассажиром еще в ту пору, когда "Суперджет" совершал рейсы в Армению. Современный лайнер, первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Он казался надежным, комфортным, не хуже боингов и аэробусов. Вот только в экономклассе кресла стояли тесновато, но в дальние межконтинентальные рейсы этот лайнер не летает, вполне можно потерпеть час-другой.
Скорбит вся страна
Теснота в салоне при пожаре наверняка сыграла роковую роль. Я с ужасом представляю, как в горящем самолете, во мраке и дыму, пассажиры протискивались между креслами, между рядами. И сумки, рюкзаки, баулы... Пока их снимали с багажных полок, терялись секунды, драгоценные секунды жизни. А потом кто-то наверняка споткнулся о брошенный в проходе баул, упал. И оставшиеся в хвосте люди уже не успели выйти…
Мы всегда считаем, что самое безопасное место в салоне лайнера — сзади. Но эта катастрофа доказала, что первыми спасаются те, кто сидит ближе к люкам.
Сейчас в Сети полно призывов наказать пассажиров, тащивших из горящего самолета свой багаж, — они есть на видеокадрах. Гнев народа кипит:
"Судить всех, кто с ручной кладью! Эти здоровые мужики могли бы спасти детей и женщин, а не сумки свои! Нарушили указания бортпроводников и технику безопасности? Пусть получат по заслугам!"
Увы, за жадность и жлобство в тюрьму не сажают, а моральное порицание таким людям словно слону дробинка, совесть не разбудит.
Боль за погибших терзает сердца у всех россиян, в Мурманске объявлен трехдневный траур. В девяностые я жил и работал в этом северном городе, быть может, ходил с погибшими в авиакатастрофе по одним улицам, сидел за соседними столиками в кафе. В списке пострадавших есть знакомые фамилии, к счастью, они среди уцелевших. Тридцать семь человек выжили, им повезло — сидели ближе к выходу, теперь 5 мая станет для них вторым днем рождения. Счастье случается и среди горя.
Инструкции пишутся кровью
Мой старый знакомый, пилот Иван Федотович Якурнов, он был героем Советского Союза и опытнейшим инструктором в школе высшей летной подготовки, рассказывая об авиационных происшествиях, всегда повторял:
"Соблюдайте инструкции! Они в авиации пишутся кровью!"
Прав был заслуженный летчик! Мы часто забываем, что обязанности на случай ЧП есть не только у экипажа, но и у нас, пассажиров. Картонный лист с инструкциями лежит в каждом кресле, устный инструктаж перед взлетом делают проводники. Так вот, в шпаргалке конкретно обозначено, как вести себя пассажирам в случае экстремальных ситуаций. На изображении чемодана там стоит крест — эвакуироваться нужно без багажа, искать и тащить к аварийному выходу свои сумки нельзя! Кстати, и про женскую обувь на каблуках там написано, что лучше снять, чтобы не подвернуть в спешке ногу.
Конечно, в панике трудно сообразить, что делать, именно для этого проводники каждый раз проводят инструктаж для пассажиров. Но мы, привычные к полетам, часто даже на них не смотрим, не слушаем полезную информацию, которая может спасти. А случись беда — теряем время, хватаемся за свою поклажу. Но ведь деньги и документы — всего лишь бумага, они не стоят нашей жизни! Сейчас, задним умом, совершенные трагические ошибки уже не исправить. Пусть эта катастрофа научит нас главному: дороже жизни нет ничего!
В Мурманске объявлен траур, но вместе с ним скорбит вся страна. В аэропорт Шереметьево приносят цветы, игрушки — среди жертв катастрофы есть дети. А еще пишут стихи, полные боли и сострадания:
Суперджет вспыхнул факелом ада.
И дымится огнями за лесом
Не остывший еще крематорий.
Не крыло, целый мир будто треснул,
Керосин на огниве мотора.
Если б мог я у заднего трапа
Оказаться хотя б на мгновенье!
Не позволил бы в панике драпать
Тем, кто шансы отнял на спасенье.
В соцсетях свои соболезнования мурманчанам оставляют люди со всей России:
"Страшная, ужасающая гибель взрослых и детей... О погибших страдальцах ДЕТКАХ особенная ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ... СВЯТЫЕ АНГЕЛОЧКИ... Глубочайшие соболезнования родственникам трагически погибших близких в авиакатастрофе. Крепитесь, держитесь, мужества вам! Выздоровления, душевных сил, терпения, силы духа, жизненных сил пострадавшим!"
Между майскими праздниками в России пролегла черная полоса. Горький, но важный урок нам всем: никакие материальные ценности не могут быть дороже человеческой жизни.