Со студенческих лет помню слова философа Иммануила Канта о нравственности:
"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне" .
Плита на могиле Канта в Калининграде цела, а вот моральный закон в людях, похоже, дал новую трещину. Стремление к публичности (и к публикации) становится куда более важным для нас, чем сострадание и стыд — естественные чувства, отличающие нас от скотов.
Точку, от которой пошла эта трещина, знают все: это тоннель в Париже, где в 1997-м разбилась принцесса Диана. Фотографы, которые преследовали её, оказались на месте катастрофы в ту же секунду. И вместо того, чтобы попытаться оказать помощь, снимали окровавленную Диану и её друга Доди аль-Фейда. Они умирали под объективами камер, и их смерть потрясла мир.
Фотографов Жака Ланжевена, Кристиана Мартинеса и Фабрика Кассери отдали под суд, процесс продолжался долго. В 2003 году папарацци оправдали, их вины в том ДТП не нашли. Обвинять в посягательстве на частную жизнь фотографов тоже не стали, корреспонденты вправе снимать известных людей на улицах.
Я тоже не буду бросать камни во французских коллег, все журналисты гоняются за сенсациями.
Но в Беслане я своими глазами видел, как некоторые репортёры, забыв про свои фотоаппараты, бросались помогать бегущим из горящей школы раненым детям. Человеческий долг всё-таки оказался выше профессионального, фотограф не бессердечный штатив для камеры.
За последние десять лет журналистика изменилась, стала массовым явлением. Каждый, кто оказался в нужном месте в нужный час, может сделать снимок или видео, которые купят информагентства, которые взорвут социальные сети и одарят автора тысячами лайков и славой. Стоит случиться пожару или дорожной аварии, и вскоре место катастрофы окружает лес рук с вытянутыми мобильниками. Но, слава богу, находятся ещё люди, которые ведут себя иначе.
Байкер, наплевавший на лайки
53-летний Пол Ван-Хоф тоже журналист, минувшим летом он проехал на своём мотоцикле через всю Россию. Возле города Канска в Сибири голландский байкер стал свидетелем ДТП.