в удобном формате
Новость о том, что в России появились новые купюры, не должна пройти мимо ваших глаз. Да-да, именно глаз — банкноты в двести и две тысячи рублей я советую вам рассмотреть очень внимательно.
Особенно двухтысячную — заметили ракету на старте?
А теперь пошуршите в своих кошельках и в бумажниках, достаньте старые купюры. Видите: на них напечатаны церкви, монастыри и прочие исторические памятники. Такой патриархальный стиль для российских денег выбрали ещё при президентстве Ельцина, дизайн банкнот был утверждён в 1997 году.
На пятёрке — такая мелкая банкнота уже редкость — изображены памятник тысячелетия России, Софийский собор и Новгородский кремль.
На десятке — часовня Параскевы Пятницы в Красноярске. На пятидесятирублёвой банкноте — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. На сторублёвке — Большой театр в Москве. Пятисотка — Соловецкий монастырь. Тысячная — церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Пятитысячная — памятник Муравьёву-Амурскому в Хабаровске, государственному деятелю девятнадцатого века.
Единственным исключением из патриархального тренда была сторублёвая банкнота со сноубордистом, выпущенная к Олимпиаде в Сочи, но она в обороте почти не встречалась, сразу стала приятным сувениром. Стольник, выпущенный в 2015 году в честь присоединения Крыма, не стал отступлением от традиций — замок "Ласточкино гнездо" и памятник затопленным кораблям — это тоже история, наше прошлое.
Деньги агитируют и убеждают
Признаюсь, что интерес к деньгам у меня с детства. Бухгалтером и банкиром я не стал, но нумизматическую коллекцию до сих пор пополняю. Сейчас вновь рассматриваю свои альбомы с монетами и бонами (так принято называть бумажные деньги).
На царских — отчеканены и напечатаны портреты императоров и императриц. Чтобы ни у кого из подданных сомнений не было в незыблемости самодержавного строя.
"Деньги всегда были носителями идеологии государства, — считает самый авторитетный российский бонист, кандидат исторических наук Александр Баранов. —Советские деньги не были исключением, они символизировали власть народа — на них были портреты крестьянина, рабочего, лётчика”.
После Великой Отечественной войны денежная реформа убрала с глаз долой народных персонажей. На купюрах остались только Ленин и Кремль. А ещё — герб СССР. Деньги агитировали за советскую власть, но за рубежом советские купюры считали почти что фантиками. Единственная монета, которую с интересом брали торговцы в закордонных сувенирных лавках, — юбилейный рубль, выпущенный в честь столетия Ленина.
Унылыми и скучными были советские деньги брежневско-горбачёвской эпохи, даже внешне. Гайдаровские реформы превратили их в мусор. А к новым ельцинским деньгам не успевали допечатывать нули. Инфляция была такая, что цены в магазинах писали в "у.е.". И каждый ребёнок знал, что эти "убитые еноты" — доллары США.
После дефолта наступила пора новых денег. Наверное, кто-то дал Ельцину мудрый совет:
"Цепляйся за небеса!"
И на новых купюрах появились рисунки, связанные с религиозной тематикой. Дизайн банкнот разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Ему и его коллегам была дана твёрдая установка изобразить не просто архитектурные памятники. Был отобран перечень мест, которые являются святынями православия.
Для стиля новых банкнот в 1997 году была выбрана идеология христианства, возврата к вечным ценностям. В то трудное и смутное время это казалось правильным выбором, хотя среди граждан России есть много представителей других религий и конфессий.
Художник Крылков, большой любитель балета, предложил изобразить на тысячерублёвой банкноте театр в Ярославле. Но ему приказали: только церковь! Правда, собор оказался в таком запустении, что рисовать его пришлось по дореволюционным фотографиям.
Давно, ещё при прежнем патриархе Алексии II, я задал вопрос о деньгах его помощникам. Спросил, принимала ли Русская православная церковь участие в их создании? Протоиерей Владимир Диваков, возглавлявший канцелярию патриарха, ответил мне так:
"Нас попросили составить список наиболее почитаемых христианских святынь. Мы отправили свои предложения в Центробанк, они были учтены. Религиозная символика на деньгах имеет сакральный смысл, это обращение к нашим небесным заступникам. Когда верующие люди видят, что на них изображено, в сердце приходит радость, а на ум — молитва".
На купюры вернули герб страны
Октябрь для рождения новых денег — самое лучшее время. Их презентация состоялась на второй день после памятной даты, про которую наверняка помнят не только нумизматы, но и финансисты. Одиннадцатого октября 1922 года, ровно девяносто пять лет назад, был выпущен советский червонец — единственная свободно конвертируемая купюра за всю историю страны, обеспеченная золотом. Именно она помогла преодолеть разруху, возродить экономику.
Пусть такая же славная судьба будет и у новых российских банкнот. Кстати, они отличаются от старых не только сюжетом.
"На новых банкнотах изображён герб России, а не эмблема Банка России, — объяснила на презентации купюр председатель Банка России Эльвира Набиуллина. — Мы приняли решение при обновлении дизайна банкнот использовать именно государственную символику, разумеется, это распространяется и на новые номиналы".
Символично, что сюжеты для новых денег выбирали в этот раз не келейно. Их предлагал весь народ — конкурс проходил с июня по октябрь 2016 года. Было предложено пять тысяч достопримечательностей из более чем тысячи городов. А последний этап конкурса включал всероссийское голосование, по результатам которого определились два победителя, символы Севастополя и Дальнего Востока. Если двухсотрублёвка ещё выполнена в прежнем стиле — на ней изображены развалины Херсонеса и памятник погибшим кораблям, то двухтысячная банкнота ломает все прежние патриархальные традиции. Она устремлена в будущее, как изображённая на ней ракета. И этот рисунок радует, дарит надежду. Мы помним прошлое, чтим нашу историю и святыни. Но стремление России вперёд, к прогрессу, уже не остановить.
Фото: РИА Новости