Турция ремонтирует бывшие российские авиабазы в Грузии
в удобном формате
В Баку прошел азербайджано-турецко-грузинский бизнес-форум. В нем приняли участие министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава, министр торговли Турции Мехмет Муш и глава Минэкономики Азербайджана Микаил Джаббаров. В рамках форума состоялась церемония подписания пяти меморандумов и соглашений между структурами Грузии, Турции и Азербайджана.
Турецко-азербайджанская экспансия по отношению к Грузии усиливается и все более расширяется. В экономической сфере турецкое влияние просто зашкаливает, в политической уже достигло такого градуса, что власти «суверенной» и «независимой» Грузии ни одного серьезного решения во внутренней и внешней политике принять без оглядки на своего партнера не могут.
Сегодня, помимо экономического влияния, Турция укрепляет свои позиции и в военной сфере Грузии. Представители Минобороны Турции регулярно посещают бывший знаменитый 31 Тбилисский авиационный завод, который после развала СССР грузинские власти переименовали в «Тбилавиамшени».
На его территории сегодня действует несколько полукустарных мастерских и предприятие «Дельта», которое занимается производством бронеавтомобилей «Лазика», «Дидгори» и т.д. В реальности здесь происходит отверточная сборка из завезенных комплектующих, потому что броня, шасси, двигатели, электроника производятся за рубежом. На «Тбилавиамшени», который, как и «Дельта», находится в ведении Минобороны, в настоящее время продолжается процесс обновления авиапарка сил обороны Грузии. В действительности, это громкое мажорное заявление сводится к ремонту советских штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 и американских UH-1.
Турция активно участвует и в различных военно-штабных учениях, которые проходят на территории Грузии. Совсем недавно в столице завершились военные маневры Eternity – 2021 ("Вечность") при участии военнослужащих Азербайджана, Турции и Грузии. В ходе маневров военнослужащие трех республик и представители соответствующих государственных структур выполнили задачи по организации охраны региональных экономических проектов. Подобные учения проходят ежегодно, и они в какой-то мере обозначают главное функциональное предназначение Грузии – охрану и защиту экономических проектов своих старших партнеров в лице Турции и Азербайджана.
Сегодня одним из главных интересов Турции является модернизация аэродромов и военных объектов в Марнеули, Вазиани. Ранее на этих объектах были дислоцированы советские, а после российские войска. Теперь «партнеры» улучшают там свои материально-технические возможности за счет финансовой помощи, а также вспомогательных аэродромных средств именно из Турции.
Так в чем конкретно сегодня выражается турецкая военная помощь? Силы обороны Грузии в рамках соглашения о сотрудничестве, которое подписали в 2018 году, получили от Турции аж два микроавтобуса и различную спецтехнику. В конце 2020 года Турция выделила Минобороны Грузии грант в размере 17,5 млн долларов. Помощь, конечно, «щедрая» и абсолютно бескорыстная, особенно учитывая тот факт, что закупки товаров и услуг военного назначения нужно делать у турецких компаний, оперирующих в Грузии. То есть турецкие деньги благополучно возвращаются в Турцию же, усиливая и развивая именно ее экономику, а Грузии остаются только долги – политические, экономические и военные.
Сегодня турки уже достаточно укрепились на бывших российских военных базах в Вазиани, Марнеули, Батуми. Слабее их позиции только на бывшей базе российских войск в Ахалкалаки, но там есть своя специфика. Это регион преимущественно заселен армянским населением, и российские военнослужащие находились там в благоприятной ситуации. На подобное отношение туркам рассчитывать не приходится, но Реджеп Эрдоган не случайно среди многочисленных регионов, якобы отторгнутых от Турции, назвал и Джавахетию (Ахалкалаки находится на краю плато Джавахети).
Получается, что пока грузинское руководство пытается создать весьма благоприятные условия для турецко-азербайджанского бизнеса в стране, то последние даже не скрывают того факта, что грузинские земли у них под прицелом.
Против кого же в первую очередь может быть использовано это «добро» и отремонтированные аэродромы? Очевидно, самыми вероятными остаются надежды на успешные боевые действия против Абхазии и Южной Осетии. Ведь удалось же Турции и Азербайджану достичь пусть и неполного, но значительного успеха в последней Карабахской войне? К сожалению, подобные соблазны могут возникнуть и в головах представителей грузинского политикума.