"Суррогатная эпидемия" в Иркутске, унесшая жизни 53 человек, – случай, когда в гибели людей виноват не машинист, пилот или врач, а… маркетолог.
В России разную дрянь пили всегда. В советское время в ход шло все, что горит. "Винные карты" маргиналов включали в себя препарат-антистатик "Лана-1", который романтично называли горной лавандой. Любители стойкого послевкусия употребляли одеколон "Шипр" или "Красная Москва". Когда многочисленные винные погребки, торцы и подвальчики пустовали, знатоки суррогатного кайфа с упорством свиней, роющих трюфель, искали любые спиртосодержащие жидкости. Настоящим обаянием буржуазии, напитком уровня Moet Chandon была "Розовая вода". Когда "на район" привозили этот лосьон, то вставали фабрики и заводы, приостанавливались стройки.
Алкогольные коктейли 70-х и 80-х включали в себя клеи, политуры и даже гуталин, который намазывали на кусок хлеба, а потом ели мякиш, впитавший в себя спирт. Вообще спецов, владеющих навыками приготовления таких коктейлей, можно было приравнять к нынешним сомелье или бариста. Например, не каждый возьмет на себя ответственность сделать коктейль "Борис Федорович", главным компонентом которого был бакелитно-фенольный клей. Но, как это ни странно, никто не боялся отравиться, потому что клей БФ – это был клей БФ, и ничего больше.
В советское время народ пил суррогат на волне антиалкогольных кампаний и дефицита нормальной "горючки". Сегодня же его потребителем стала маргинальная фокус-группа, которая не в состоянии позволить себе даже бутылку водки. Но и для такой аудитории была разработана своя маркетинговая стратегия. Ведь недаром на улицах российских городов появились автоматы с настойкой боярышника, явно рассчитанные не на гипертоников, для которых производят этот препарат.
Виной иркутской трагедии оказался бренд-убийца. Гаражные маркетологи назвали концентрат для ванн, изготовленный на основе метанола, именем столь популярной в народной среде настойки. Манипуляции с брендами – технология, которая давно в ходу. Но до сих пор она касалась рыночных прилавков, где вместо Adidas и Reebok господствуют Abibas и Reebak.
Для ценителей политурного кайфа этот маркетинговый ход стал роковым. Они не смогли отличить настойку боярышника от концентрата для ванн "Боярышник". Итог: 53 трупа, режим ЧС и начало громкого судебного разбирательства, результатом которого несомненно станут отставки в региональном правительстве.