window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
02 декабря 2019, 12:08

Сила Сибири: Китай и Россия наносят Америке двойной удар

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Попытки "газовой изоляции" России провалены окончательно.
Фото: © "Газпром"

2 декабря лидеры России и Китая в режиме телемоста запустили один из самых впечатляющих проектов последнего времени — газопровод "Сила Сибири".

Согласно имеющемуся контракту, в 2020 году планируется поставить в Поднебесную 5 млрд кубометров газа, в 2021-м — 10 млрд, в 2022-м — 15 млрд. К 2025 году рассчитывают выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров с перспективным ростом до 60 млрд. Первые поставки будут осуществляться по восточному маршруту, из Якутии, а с 2022 года — из Иркутской области. Уже идут разговоры о перспективах нового маршрута — западного, из Новосибирской области, условно "Сила Сибири — 2", прорабатывается вариант поставок с Сахалина.

О перспективах строительства "Силы Сибири" заговорили еще 20 лет назад, а в 2010 году был подписан документ об основных условиях таких поставок. Однако стороны долго спорили о цене, в итоге договорившись лишь в 2014 году. Общая стоимость 30-летнего контракта составляет 400 миллиардов долларов. В том же году "Газпром" приступил к строительству российского участка трубопровода, а Китай начал свою в 2015-м.

До последнего времени Китай закупал голубое топливо у Австралии, США, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ, при этом в прошлом году, после начала китайско-американских торговых войн, Пекин полностью отказался от американского СПГ.

Для США удар весьма неприятный — около миллиарда долларов в месяц. Кроме того, китайский рынок стремительно расширяется, по прогнозам, КНР совсем скоро станет крупнейшим в мире импортером топлива. А для России этот рынок может стать настоящей находкой. Тем более что российский трубопроводный газ в полтора-два раза дешевле закупаемого Пекином сжиженного.

По словам председателя правления "Газпрома" Александра Медведева, экономическая эффективность поставок российского газа в Китай "будет сопоставима с поставками в Европу".

Конечно, это очень оптимистическое заявление. Мощность одного "Северного потока — 2" должна составить 55 млрд кубометров в год — с планируемыми на обозримое будущее объемами поставок в Китай пока несравнимая цифра. Но, как я уже говорил, Китай — это очень перспективный рынок. По оценкам специалистов, потребление газа в КНР к 2030 году достигнет 480 миллиардов кубометров в год.

Понятно, что Китай привык диверсифицировать поставки и не хотел бы зависеть от России даже в той степени, в которой сегодня зависит Европа. К тому же едва ли при таких темпах роста китайской экономики мы физически сможем обеспечить все потребности Поднебесной. Но перспективы в любом случае весьма и весьма заманчивые.

Сразу отмечу, каким бы ни был рост потребления Китаем российского газа, его рынок не сможет полностью заменить европейский. Так что разговоры о "развороте на Восток" тут неуместны. "Разворот на Восток" — это вообще, скорее, политическое понятие. А тут бизнес. Конечно, "Газпром" как коммерческая организация заинтересован в расширении списка клиентов, хотя все понимают, что европейское направление в любом случае остается приоритетным.

Но тут важны три момента.

Первое — пусть это не полноценная альтернатива европейскому рынку, но это своеобразная страховка на случай совсем фантастического сценария, если Европа вдруг вообще перестает покупать наш газ. Это и для Китая серьезная страховка от зависимости от СПГ, так что рост объемов поставок будет оправдан и логичен.

Второе — "Сила Сибири" будет питать не только Китай, но и российский Дальний Восток.

Третье — "Сила Сибири" это не просто трубопровод, но обслуживающая инфраструктура, рабочие места, а главное — импульс развития энергетической и химической отрасли для Дальнего Востока

Ну, и четвертое — на чем мало акцентируют внимание, и напрасно: трубопровод полностью построен Россией на собственные средства, без привлечения китайских кредитов. Это очень важно! Это сигнал Китаю — стоить подчеркнуть, что на этом фоне наши стратегические отношения вышли на принципиально новый уровень: в Пекине увидели в нас партнера, а не дешевую "бензоколонку".

Но это и сигнал США: ребята, все ваши санкции в скором времени перестанут работать, инвестиционная и технологическая зависимость России преодолима, и уже в ближайшем будущем.

Путин: "Сила Сибири" выводит сотрудничество РФ и КНР на новый уровень

А еще это наглядное свидетельство того, что попытки Вашингтона организовать газовую изоляцию обречены на провал. Едва ли в США кто-то серьезно верил в успех изоляции, но теперь уже всем становится очевидно, что любые попытки в этом направлении — напрасная трата денег, сил и времени.

Взять тот же "Северный поток-2". Сколько американцы бились, чтобы остановить его строительство, сколько убеждали Европу, что она попадет в зависимость от России, давили на "жалость" к Украине, угрожали санкциями, пытались внести раскол между странами ЕС. И что?

Даже Дания, которая тянула время два года, в конце концов сдалась и выдала разрешение на прокладку трубы в своей исключительной экономической зоне. Да, в самый последний момент, когда стало ясно, что трубопровод будет проложен в любом случае, пусть и другим маршрутом, а сам Копенгаген становится аутсайдером Европы.

Правда, в конце прошлой недели они заявили о том, что поступила апелляция. Но это выглядит, скорее, как оправдание перед США и Украиной, попытка "подсластить пилюлю". В самом Датском Апелляционном совете говорят, что обжалование, как правило, не отменяет принятого решения. И вообще, рассмотрение жалобы займет полтора года – к тому моменту "Северный поток-2" уже точно будет достроен.

Противники проекта надеялись воспользоваться новой европейской газовой директивой, согласно которой одна компания не может одновременно быть владельцем трубы и поставщиком газа, а половина мощностей газопровода должна быть отдана независимому поставщику. Но немецкий парламент фактически вывел "Северный поток-2" из-под ее действия.

Кончено, у них остается последний козырь — санкции против трубопрокладчиков. Но и это может только отсрочить запуск, и то ненадолго — решение будет найдено, даже если придется несколько увеличить расходы. Остановить строительство уже невозможно.

Американцы, конечно, азартные игроки и будут играть до последнего, но все их "козыри" могут лишь растянуть игру, но не изменить ее результат.

Никто не строит иллюзий, что "Северный поток 2" заработает с нового года. Но его морская часть будет достроена в начале года. В январе же немцы обещают закончить свою наземную часть – Eugal. Несколько месяцев на пуско-наладочные работы и пробную прокачку — и всё. Максимум, к началу второго полугодия 2020-го трубопровод заработает, а к концу года выйдет на полную мощность.

И да, в минувшую пятницу президент Турции Реджеп Эрдоган объявил, что 8 января будет запущен "Турецкий поток". И пусть никого не смущает, что сказал он это на открытии Трансанатолийского газопровода из Азербайджана через Турцию в Европу. Никакой серьезной конкуренции TANAP со своими 16 млрд кубометров в год "Турецкому потоку" не составит. По этому трубопроводу газ пойдет в Европу не вместо российского газа, а в дополнение к нему, что вполне логично, учитывая законное желание Евросоюза диверсифицировать поставки.

Надо понимать, что этот проект был реализован с фактического согласия России. Это своего рода "отступные" (вместе с сохранением украинского транзита), которые Москва заплатила за свои "потоки", они окупятся с лихвой.

И последнее – предвижу возражения, что, мол, статус энергетической сверхдержавы — это хорошо, но как насчет того, чтобы слезать с "иглы"? А одно другому не мешает. Что ж мы должны теперь отказываться от преимуществ, данных природой. А это преимущества – ведь без нефти и газа невозможно развивать собственную промышленность. И работы в этом направлении ведутся, в том числе — в плане развития индустрии переработки сырья. Но это уже другая история.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_631888 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_631888')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_631888', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_631888', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_631888(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_631888(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })