в удобном формате
21 ноября 2013 года, за несколько дней до подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом, правительство Николая Азарова заявило о приостановке подготовки к заключению этого соглашения. Вечером того же дня в соцсетях начали распространять призывы выйти на акцию протеста.
В 10 вчера началась первая акция на Площади независимости, которая положила начало "Евромайдану" — трехмесячной кампании по раскачиванию украинской государственности под покровительством Запада, приведшей в итоге к вооруженному перевороту, отделению от страны ряда территорий и гражданской войне.
Спустя пять лет странно пересматривать видеохронику тех ноябрьских дней. Всего неделю назад я вернулся из очередной командировки в Донбасс. Там все по-прежнему, украинская сторона не соблюдает ни "школьные", ни "хлебные" перемирия, рвутся снаряды, уничтожают дома, гибнут люди. Мы на кладбище поминали погибших товарищей, многие из которых воевали с весны 2014-го. А ведь большинство из них еще за полгода до того, как взять в руки оружие, в страшном сне представить не могли себе, что придется это сделать.
Тогда многие из них сидели у себя дома, кто в России, а кто на Украине, и смотрели по телевизору происходящее на Майдане в Киеве. Кто-то — откровенно посмеиваясь над потугами оппозиции, не видя для нее ни малейшего шанса. А кто-то — с тревогой и предчувствием чего-то страшного.
Я помню свой последний приезд в Киев весной 2013-го. Тогда активная оппозиция представляла собой небольшой палаточный лагерь сторонников Тимошенко на Крещатике, требующих ее освобождения. Активистов можно было посчитать по пальцам, люди равнодушно шли мимо. На столбах висели листовки "Повстань, Україно!".
Все было спокойно. И несмотря на то, что президент Янукович стремительно терял поддержку и имел мало шансов выиграть через два года выборы, казалось, что трансфер власти на Украине, если случится, произойдет тихо и спокойно. В худшем случае — как в 2004-м, но без кровопролития. Мне вообще казалось, что Янукович, наученный горьким опытом, повторения сценария 2004-го не допустит. Но допустил — намного хуже.
С начала "Евромайдан" действительно напоминал повторение событий 2004-го, разве что формальный повод казался не столь важным. Но он таким мог показаться прежде всего жителям небольших городов или деревень, которым до лампочки был этот Евросоюз и интеграция с ним.
Киев и другие крупные города (кроме, разумеется, юго-востока) были помешаны на "евроинтеграции". Во всяком случае, средний класс, интеллигенция. Помните, как смеялись над девочкой с плакатом, которая очень хотела в ЕС и кружевные трусики. А ведь глупо было смеяться. Таких девочек и мальчиков и взрослых дядь и теть было полно. И вскружил им голову сам Янукович, который промывал народу мозги о том, как будет здорово жить в ЕС. И многие в это верили.
Пусть это будет на совести Януковича и прочих украинских политиков, которые заварили эту кашу, а потом внезапно "передумали". А народ не мог успеть за полетом мысли власти.
Активная часть общества, готовая мерзнуть в палатках, была заряжена идти до конца. Тем более что они ощущали мощную поддержку Запада, как моральную и информационную, так и финансовую.
Может быть, тогда, в двадцатых числах ноября, еще можно было все это остановить, задушить в зародыше. Но этого сделано не было. Напротив, была допущена целая череда чудовищных ошибок. А может, и не ошибок, а намеренных провокаций — история рано или поздно разберет все по полочкам.
И если сначала все действительно напоминало "оранжевую революцию", когда молодежь, "креативный класс" вышли на акции протеста, больше напоминающие мирные народные гуляния, то очень скоро все изменилось.
Ночью 30 ноября милиция жестко разогнала "Евромайдан". До сих пор ведутся споры, была ли это провокация или власти хотели в зародыше задушить новую "оранжевую революцию".
Начавшийся было как "оранжевый", "Майдан" моментально превратился в "коричневый" — на первые роли вышли неонацисты, сумевшие навязать протестующим свою повестку дня и свою риторику. Впрочем, нельзя сказать, что авторы задумки изначально не ставили именно на них. Ставили. С самого начала комендантом "Майдана" стал известный нацист Парубий — ныне глава украинского парламента. Просто сначала "Майдан" еще пытались позиционировать как мирный протест.
Но после разгона студентов противники власти очень удачно воспользовались этим фактом, запустив клич "онижедети". На "Майдане" главную роль начала играть другая публика. И вскоре на экранах телевизоров мы увидели боевиков в балаклавах с самодельными палицами, цепями и дубинками, избивающих правоохранителей. А потом появились и горящие покрышки, и коктейли Молотова. Тогда противники власти аплодировали тем, кто метал камни, а потом и горящие бутылки в "Беркут".
Я хорошо помню, как мы спорили тогда со сторонниками "Майдана", многие из которых были моими хорошими знакомыми. Но то было в прошлой жизни, когда они совсем не интересовались политикой. А потом они как будто озверели. Они почувствовали то, что они называли "вкусом свободы". Но это уже был вкус крови. И я совсем не удивился, когда многие люди с "Майдана", до этого не проявлявшие каких-либо радикальных взглядов, поехали убивать собственных соотечественников.
На кострах "Майдана" горели не только покрышки, но и души людей, понятия о добре и зле, умение анализировать собственные поступки и отвечать за них. "Майдан" превращал людей в зомби, нетерпимых к иному мнению. Все, кто отказывался понимать их "свободу" — были "рабами". Все, что не соответствовало их картине мира, теперь объявлялось "ватничеством", "антиукраинством" и вообще врагом цивилизации. То, что в цивилизованном мире не нападают толпой на горстку коммунистов, защищавших памятник Ленину, а потом не рушат сами памятники, не сжигают и не калечат людей, да просто не вскидывают руки в нацистском приветствии и не призывают к убийствам — им в голову не приходило.
А ведь "Майдан" с самого начала отдавал националистическим душком. И нежелание идти в Таможенный союз (а оппозиция объясняла отказ от ассоциации с ЕС именно стремлением втянуть страну в ТС, что означало — подчинить ее Кремлю) быстро переросло в оголтелую русофобию. "Кто не скачет — тот москаль" (лозунг, от которого у нормального европейца волосы дыбом бы встали) — это было еще мягко. Все больше людей заводили лозунгами типа "Москаляку — на гиляку!" И никто не пытался возражать, стыдливо отворачиваться. Мало кто отдавал отчет, что вскоре им придется воевать и убивать.
Пришлось. А научились они этому именно на "Майдане", поджигая милиционеров.
Еще до того, как в центре Киева начался ад, когда ряды "Беркута" начали таранить трактором, милиционеров бить длинными цепями и палками, я понял, что это не просто так. Что эти люди не случайно оказались на "мирной" акции, что их специально готовили именно к этому, специально привезли и бросили в гущу событий. И что историю теперь будут вершить именно они.
А еще я понял, что за палками и цепями последуют коктейли Молотова, охотничьи ружья, а потом и боевые винтовки и гранаты. Так и вышло. За три месяца произошло непоправимое, люди перестали быть людьми.
Один мой знакомый, побывавший в Киеве весной 2014-го, не узнал город. И дело не в порубленных на дрова каштанах, разобранной брусчатке и исписанных заборах и стенах домов. Это была атмосфера страха и бессилия.
А дальше была война. Еще горели костры "Майдана", а разные именитые эксперты, политики, журналисты до хрипоты спорили, доказывая публике, что никакой войны не будет, что просто некому и не с кем воевать. Какая война? Ведь Украина выбрала свое будущее. И оно — в интеграции с ЕС и разрыве связей с "российской империей".
И вдруг оказалось, что не вся Украина согласна на такое будущее. И искренне удивлялись многие сторонники "Майдана": как так? Ну, с Крымом понятно — там всегда были "ватники", но забурлили Донецк, Луганск, Харьков, Одесса, Херсон, Николаев, Запорожье, даже Днепропетровск.
И "Майдан" начал защищать себя. Вы спросите, кто эти люди, вернее, нелюди, сжигавшие людей в Корсуни? Кто эти люди, которые записывались в различные нацбатальоны и шли усмирять мирных жителей восставшего Донбасса? Кто эти люди, что жгли людей в Одессе? Посмотрите видео, вспомните тех милых девочек, которые требовали себе кружевные трусики, а потом разливали бензин по бутылкам. Зная, что они полетят в живых людей. И если на "Майдане" мишенями были хотя бы вооруженные подготовленные силовики, то в Одессе жгли уже других людей. Но жгли все те же фанаты в балаклавах и с нацистской символикой. А бензин разливали все те же милые девчушки…
А потом все эти люди в камуфляже с шевронами с изображенными на них, казалось бы, давно ушедшими в историю символами самой людоедской идеологии — эти люди обстреливали мирные города Донбасса, устраивали варварские зачистки, пытали и убивали пленных, мародерствовали, насильничали.
Но ведь они начали делать это намного раньше. На "Майдане". Помните, как они убивали и пытали попавших к ним в "плен" "беркутовцев"? Просто тогда у них не было огнестрельного оружия. С оружием их уже трудно было остановить. Но их начали останавливать шахтеры и трактористы, студенты и пенсионеры с палками и охотничьими ружьями. Такие же, какими многие из них были сами всего за полгода до того на Площади независимости в Киеве.
Но это уже другая история. История другой Украины. Не той, которая все еще была в ноябре 2013-го. Той Украины больше нет и уже не будет. И новые хозяева страны, и их покровители не допустят ее возрождения. Им нужно, чтобы страна горела, чтобы в одной ее части рвались снаряды, а в другой вооруженные боевики захватывали церкви и избивали прихожан, избивали, калечили и убивали противников власти, чтобы сидели в тюрьме оппозиционные журналисты, а активисты сопротивления лежали в могилах. Но при этом — чтобы люди были уверены в том, что во всем виновата Москва!
Кто не скачет — тот москаль! И скакали. Чтобы почувствовать себя частью общей массы. И еще чтобы согреться.
Нынешняя зима стала самой холодной за эти пять лет. Только в отличие от времен "злочинной влады", в стране нет газа, нет угля и нет отопления в целых городах. Может, теперь кто-то из тех, кто скакал тогда, что-то поймет?
Да, сегодня во многих городах Украины проходят акции граждан, разгневанных отсутствием тепла в их квартирах. Только приведут ли они к очередному "Майдану"? Вряд ли. Ведь у власти не "ставленник Кремля" Янукович, а "президент-патриот", который, по его собственным высказываниям, вырвал страну из лап "империи", сделал путь в Европу необратимым, даже безвиза добился. Разве это не великое достижение?
А то, что холодно, — не беда. Не обратно же в "империю" идти, в самом деле. И потом, есть проверенное средство — скачи! Скачи, иначе тебя заподозрят в сочувствии к москалям. Скачи и думай. Думай, Украина! Пора уже научиться думать самостоятельно.