window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
25 декабря 2024, 19:00

Сунутся в Приднестровье — потеряют Молдову

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Политолог Дмитрий Родионов о шансах истерички Санду отвоевать у Тирасполя электростанцию.
Фото: © TASS/EPA

Президент Молдавии Майя Санду отыграется на Приднестровье, если Россия не доставит газ Кишиневу. В докладе российской Службе внешней разведки уточняется, что так она заявила на недавнем совещании в Кишиневе по поводу энергобезопасности.

"По словам Санду, если Москва не найдет способ доставить сюда газ, то Кишинев отыграется на пророссийском Приднестровье. Закончилось совещание словами Санду о необходимости разработать план военной операции по установлению контроля над Приднестровьем и ликвидации российского миротворческого присутствия в регионе", – заявили в СВР, отметив, что Санду буквально вышла из себя.

Что же так сильно заставило молдавского президента нервничать и выдавать вслух то, о чем молдавско-румынские реваншисты только мечтают последние годы?

Фото: © Global Look Press/Patrick Pleul/dpa

1 января истекает срок действия транзитного контракта между Россией и Украиной, и российский газ перестает течь на Запад по украинскому маршруту. Конечно, пострадает от этого в большей степени сама Украина, но ей терять уже нечего – в стране уже многие не только села, но и газифицированные города переходят на печное отопление. А вот тем странам, которые все еще не подключились к "Турецкому потоку" или не перешли полностью на покупку СПГ – терять есть чего. Таких стран осталось немного, среди них Молдавия и Приднестровье.

И если Кишинев, который еще в прошлом году пафосно заявил о преодолении зависимости от российского газа, пошел по стопам Киева – покупая тот же российский газ, но у европейских посредников, то у Приднестровья все намного хуже – взять газ, кроме как из украинской трубы, банально неоткуда.

Можно было бы в теории подключиться через посредников к "Турецкому потоку", но тут опять же – или через Украину, или строить новую трубу, непонятно, на какие деньги.

Ситуацию могла бы спасти Молдова, которая, на минуточку, считает эту территорию своей – договорившись с Киевом, как было предложено "Газпромом", или поделиться своим газом. Но Киев ничего и слышать не хочет, а Кишинев делиться не готов, ибо европейский газ влетает ему в астрономическую сумму. Но есть одна загвоздка – газ нужен Приднестровью не только для себя, но и для работы Молдавской ГРЭС, находящейся на левом берегу Днестра. Это еще советский гигант, большая часть энергии которого идет в Молдову, а также снабжает юг Одесской области. Не будет газа у левого берега, во тьму погрузятся оба – своей генерации у Молдовы нет от слова совсем.

Фото: © ИТАР-ТАСС/Вадим Денисов

Конечно, электричество, как и газ, можно купить у Румынии. Вот только стоить там 1 мегаватт будет 188 евро в противовес 61 евро с МГРЭС. В три раза дороже! В прошлом году уже проводили эксперимент – не пошло. При этом и газ Молдавии тоже обходится втридорога. Напомню, Кишинев на прошлой неделе ввел чрезвычайное положение в энергетике. Так что тут есть из-за чего истерить и выходить из себя.

В ноябре глава Минэнерго Молдавии Виктор Парликов приезжал в Россию обсудить возможность сохранения транзита, а уже через несколько дней его сняли с должности, обвинив в повышении тарифов на газ, хотя что он тут мог сделать? При этом еще через некоторое время Майя Санду публично обвинила Россию в невыполнении контрактных обязательств по поставкам газа в Приднестровье, хотя, опять же, при чем тут Россия? В общем, пошел тотальный "перевод стрелок", что есть признак бессилия и истерики.

И вот на совещании правительства Санду обещает отыграться на Приднестровье. Во-первых, она дала распоряжение завести уголовные дела в отношении руководства республики "за сепаратизм", а рядовых жителей непризнанной республики – подвергать тщательным досмотрам при пересечении границ региона.

Фото: © REUTERS/Vladislav Culiomza

А во-вторых, она призвала готовиться к войне.

"Войдя в раж, президент требовала подготовить силовой захват расположенной в ПМР электростанции. Закончилось совещание словами Санду о необходимости разработать план военной операции по установлению контроля над Приднестровьем и ликвидации российского миротворческого присутствия в регионе", – говорится в донесении СВР.

Фантазия у мадам явно разыгралась не на шутку. Надо бы определиться – захват МГРЭС или всей республики? А силенок хватит хотя бы на первое?

Тут стоит отметить, что военные эксперты на протяжении всех 30 с лишним лет после окончания приднестровской войны регулярно сравнивали военный потенциал сторон и регулярно приходят к неутешительному для Кишинева выводу – армия ПМР значительно превосходит армию Молдовы.

Численность вооруженных сил Молдовы – 5100 человек, плюс 60 тысяч резерва. ВС ПМР насчитывают 15 тысяч человек, а в случае мобилизации могут быть увеличены до 80 тысяч – за счет резервистов и Народного ополчения.

У Молдовы 341 БТР, 8 БМП, 44 БМД, 27 БРМ, 9 самоходных орудий, 52 артиллерийских орудия, 11 единиц РСЗО "Ураган". У Приднестровья примерно столько же перечисленного, но есть еще 18 танков Т-64, вполне пригодных для ведения современной войны.

Фото: © TASS/EPA

В чем ВС Молдавии имеют превосходство, это наличие авиации – от СССР республика получила три десятка МиГ-29, один из которых они умудрились потерять во время первой войны, один отдали Румынии, а 25 продали. Достоверной информации о состоянии оставшихся нет, но эксперты подозревают, что с учетом того, что они более 30 лет не летали, едва ли они могут на что-то годиться.

Таким образом, единственным реальным преимуществом Кишинева является узкий театр военных действий – вся территория Приднестровья легко простреливается, но при такой разнице потенциалов шансов захватить республику или даже отдельно МГРЭС, находящуюся достаточно далеко – почти на границе с Украиной, у Молдовы нет. Если не придет помощь извне.

Рассуждая о том, кто мог бы вступить в войну на стороне Кишинева, у которого слишком призрачные шансы победить в ней в одиночку, принято говорить о румынской помощи. Но тут только одна загвоздка – а надо ли это Румынии? В Бухаресте, к слову, даже сторонники поглощения Молдавии считают, что забирать нужно только правый берег, воевать за Приднестровье никто не хочет. Тем более что воевать придется с Россией. А это, кстати, с учетом того, что Румыния – член НАТО, чревато втягиванием всего блока и третьей мировой войной.

Последнее, кстати, хорошо понимают в Брюсселе.

Фото: © ТАСС/Вадим Денисов

"В Евросоюзе, конечно, были бы не против появления новой кризисной точки в зоне прямых интересов России. Но к этому в Брюсселе пока не готовы", – говорится в докладе СВР.

Единственный, на кого мог бы реально рассчитывать Кишинев, – это Киев. Во-первых, президент Украины Владимир Зеленский уже заявлял о готовности "помочь Молдове в наведении конституционного порядка". Во-вторых, все понимают, что Киеву терять нечего, а открытие второго фронта помогло бы оттянуть часть российских войск с основной линии боевого соприкосновения на бывшем востоке Украины. В-третьих, как я уже говорил, Молдавская ГРЭС снабжает энергией не только Приднестровье и Молдову, но и юг Одесской области, обособленный Белгород-Днестровским лиманом. К слову, за 30 лет незалежности Киеву не хватало ума обособиться от МГРЭС, а сегодня строить новые ЛЭП, тем более под постоянными обстрелами, – поздновато.

Наконец, электростанция стоит практически на украинской границе – совершить бросок туда ВСУ при желании успеют даже быстрее, чем подоспеют основные силы ВС Приднестровья и российские миротворцы.

А дальше – большая война.

Впрочем, тут крепко стоило бы задуматься уже Санду. Ведь если она рассчитывает, что за нее будет воевать Киев, а она отсидится за Днестром, – это зря. В войну неизбежно вступит Россия, и война неизбежно охватит всю территорию бывшей МССР. В этом случае Молдавия рискует исчезнуть как государство. Причем на пустом месте. Если Киеву терять нечего, то Кишиневу – есть чего.

Надо ли им это? Сунутся в Приднестровье – потеряют Молдову ведь…

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1293384 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1293384')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1293384", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1293384', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1293384(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1293384(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })