window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
02 октября 2024, 13:00

Израиль vs Иран: договорняк или игра на грани фола

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Политолог Дмитрий Родионов о том, станет ли Ближний Восток ареной для третьей мировой
Фото: © REUTERS/Ronen Zvulun

Минувшей ночью Ближний Восток чуть было не оказался на пороге масштабной войны: Иран нанес второй в этом году массированный ракетный удар по Израилю. Всего было выпущено несколько сотен ракет, по утверждению Тегерана, поражены две авиабазы (уничтожено 20 истребителей ВВС Израиля) и штаб-квартира "Моссада". Тель-Авив утверждает, что его система ПВО вновь справилась с атакой, и обещает Ирану жесткий ответ.

До тех пор, пока он не последовал, трудно делать выводы. Но скорее всего, как и в апреле, останется на уровне взаимного обмена, скорее, символическими ударами.

Между тем регион уже давно балансирует на грани большой войны.

Эскалация, напомню, началась почти год назад, когда 7 октября произошло нападение боевиков ХАМАС на контролируемую Израилем территорию с массовым захватом заложников. Эту атаку можно расценивать по-разному: произошло все на территории, которую Израиль оккупировал, и гражданские, находившиеся там, отлично понимали, что находятся в фактической зоне боевых действий. С другой стороны, оправдать сам факт захвата мирных людей и жестокого обращения с ними нельзя. Так или иначе это стало поводом для начала новой арабо-израильской войны.

Фото: © Global Look Pres/Ayal Margolin/JINI

Вернее, войной это назвать можно с натяжкой: когда одна сторона, обладая огромным военно-техническим преимуществом, нападает на другую, вдалбливая ее города бомбами в каменный век, бомбя все подряд, разрушая города, уничтожая десятки тысяч гражданских (большая часть из которых – дети), войной назвать нельзя. Как и сколь бы то ни было пропорциональным ответом.

Некоторые эксперты считают, что конфликт был спровоцирован искусственно для того, чтобы "потопить" непотопляемого израильского премьера Биняьмина Нетаньяху. Другие – что спровоцирован он был самим Нетаньяху с обратной целью – сохранить власть. Ведь рейтинг премьера накануне 7 октября сильно пошатнулся, каждую неделю по всей стране проходили митинги за его отставку. "Маленькая победоносная война" – старое доброе средство сплотить общество и отвлечь его от нападок на власть.

Но можно ли войну, которую Израиль развязал в Палестине и длящуюся почти год, назвать победоносной? Да, много жертв, масштабные разрушения – все это присутствует. Но заявленные цели не выполнены: заложники не освобождены, уничтожить ХАМАС не получается, хотя убиты многие его лидеры (один из них – глава политборо Исмаил Хания – аж в столице Ирана, куда он был приглашен на инаугурацию президента), сильно повреждена военная инфраструктура группировки, контролируемая ей территория фактически расчленена на две части. Но ХАМАС восстает из пепла, как птица Феникс.

Что еще хуже – действия Тель-Авива спровоцировали шквал критики по всему миру, в том числе – среди союзников Израиля. И если тот факт, что Европа раскололась по этому вопросу, предсказуем, то вот раскол в Штатах, которые всегда и в любой ситуации поддерживали своего главного ближневосточного союзника, оказался неожиданным.

Фото: © REUTERS/Stringer

Причина – выборы президента. Республиканцы в целом за Израиль, а вот демократам непонятно, как себя вести. С одной стороны, отказать в поддержке Израилю нельзя, с другой – значительная часть электората демократов выступила с резкой критикой властей за эту поддержку.

Конечно, Тель-Авив мало когда волновало мнение международной общественности. Мнение США, от которых они сильно зависят – другое дело. Нужно протянуть до выборов, на которых с большой вероятностью победит радикально произраильский Дональд Трамп, но время идет, достижений нет, ЦАХАЛ в секторе Газа фактически увяз, общество все чаще задается вопросом, а нужно ли было все это? С другой стороны есть радикалы, которые, напротив, требуют более жестких и решительных действий.

Трудно сказать, что именно – давление радикалов или стремление показать хоть какие-то достижения скептикам – стало определяющим фактором для начала ливанской авантюры. Тем не менее Нетаньяху на нее решился. Ведь если удалось победить одного врага – ХАМАС – почему бы не попробовать победить другого – "Хезболлу"?

Не знаю, вспоминал ли Нетаньяху судьбу Эхуда Ольмерта, развязавшего вторую Ливанскую войну, которая в итоге поставила крест на его политической карьере? Или он решил, что другого варианта нет?

Фото: © REUTERS/Eduardo Munoz

Так или иначе Израиль решил объявить войну "Хезболле", сначала устроив знаменитую "пейджинговую" атаку, а потом и вовсе подвергнув Ливан страшным бомбардировкам, жертвами которых всего за неделю стали более 1000 человек, в основном гражданских. Правда, Тель-Авиву удалось добиться значительного успеха – за месяц было убито почти все военно-политическое руководство "Хезболлы", включая ее лидера – Хасана Насраллу. Серьезный успех, которым можно оправдаться перед обществом, уставшим от затянувшейся и явно бесперспективной войны.

Возможно, на этом стоило бы остановиться. Но, как я уже говорил, Нетаньяху важно дотянуть до выборов в США, точнее – до возвращения Трампа в Белый дом этой зимой, а то к тому времени все заработанные политические очки могут померкнуть.

Поэтому, судя по всему, было принято решение начать наземную операцию. Официальная цель – добить обезглавленную "Хезболлу" и создать "буферную зону" для того, чтобы "обезопасить север Израиля". Эти цели, правда, противоречат друг другу, ведь если не будет "Хезболлы", то и угрозы со стороны Ливана не будет. Очевидно, тут Нетаньяху хочет под шумок продолжить расширение жизненного пространства для Израиля.

Последнее – отдельная тема. Израиль, который изначально создавался на землях палестинцев, не может жить в мире с соседями по определению. Война запрограммирована в самой идее существования еврейского государства. И все эти годы Тель-Авив воевал с соседями, последовательно расширяя свою территорию и препятствуя созданию палестинского государства, вопреки мнению ООН. К слову, расширял он ее не только за счет Палестины, но и за счет признанных всем миром государств – членов ООН. К примеру, у Сирии он просто "отжал" Голаны, мотивируя это соображениями безопасности. Так что зайти на территорию другого государства – члена ООН и установить там "буферную зону", где через какое-то время появятся еврейские поселения – раз плюнуть.

Фото: © TASS/AP/Baz Ratner

Интересно, что ливанская армия сразу же отступила вглубь своей территории на 5 км без всякого сопротивления. Что это? "Договорняк"? Нельзя исключать – ведь таким образом власти Ливана получили бы возможность покончить с двоевластием в стране, избавившись от "Хезболлы".

Выгоду от сложившейся ситуации могли бы получить и США – нынешняя администрация, которая под занавес своей работы могла бы примерить лавры миротворца, остановив конфликт, предложив сторонам "сделку". Ведь иных достижений до выборов они уже точно не "нарисуют".

Парадоксально, но определенную выгоду получает и Иран – консерваторы получают возможность "укоротить" "реформатора" Пезешкиана и сторонников мира с Израилем и Западом, укрепив свои позиции.

Понятно, что не ответить Израилю за убийства Насраллы, Хании и одного из командиров КСИР в Ливане Тегеран не мог. И он ответил минувшим вечером. И эта ответка была куда более серьезной, чем апрельская – соразмерно действиям Израиля, который, кажется, уже не чувствует для себя никаких рамок. Тем не менее ничего фатального для Израиля не произошло. Как и в прошлый раз, больше стоит говорить об эффектности, чем об эффективности, хотя Тегеран заявляет о двух уничтоженных авиабазах с самолетами и нефтяных платформах.

Израиль, конечно, ответит – в том же стиле.

Главный же вопрос – ждать ли большой войны – пока что остается без ответа. Повторю: нынешняя ситуация с повышением ставок без скатывания в неконтролируемый конфликт отчасти всех устраивает. Воевать напрямую с Ираном для Израиля – самоубийство. Численность регулярной армии Ирана превышает численность ЦАХАЛ в два раза. Это не считая КСИР, резерва и т.д. В целом население Ирана – почти в 10 раз больше! Технические силы примерно равны, но у Израиля, возможно, имеется ядерное оружие, которое тот, по словам еще Голды Меир, готов в любой момент применить. Но главное – в случае большой войны за Израиль вступятся США.

Пожалуй, именно это больше всего сдерживает Тегеран. Война стала бы для Штатов катастрофой, но Ирану грозила бы полным уничтожением. Судя по всему, именно этого в идеале добивается Тель-Авив – спровоцировать Иран на войну с участием США!

Понятно, что Вашингтону это не нужно. Особенно – уходящей администрации, которая боится не столько войны, сколько поражения на выборах, что в случае втягивания в конфликт становится неизбежным.

Надо понимать, что в Белом доме продолжается мандраж, ведь если Вашингтон ничего не предпримет, сторонники Трампа обвинят демократов в слабости и нежелании помогать Израилю. Демократам нужно пройти между Сциллой политических оппонентов и давления израильского лобби и Харибдой резко пропалестински настроенного избирателя. При этом не ввязавшись в войну.

Израиль тоже готов "прощупывать красные линии", но едва ли готов их сходу перепрыгивать, не будучи уверенным в стопроцентной поддержке от Вашингтона любых его действий. Очевидно, в ближайшее время мы будем наблюдать шахматную партию с повышением ставок обеими сторонами. До тех пор, пока одна или обе из них не окажутся в положении цугцванга, что может стать поводом или для поиска компромисса, или же, наоборот, – для непредсказуемого развития эскалации, вплоть до третьей мировой войны…

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1266787 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1266787')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1266787', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1266787', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1266787(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1266787(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })