window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
31 августа 2022, 13:18

Всесоюзный «Козел отпущения»

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Горбачев перед смертью увидел начало процесса исправления своих деяний.
Бывший президент СССР Михаил Горбачев
Фото: © ТАСС/Владимир Мусаэльян

В отношении таких людей как Михаил Сергеевич Горбачев обычно вспоминают известный принцип «о мертвых хорошо или никак». Тем более, что человек уже более 30 лет не играл никакой роли в жизни страны, в последнее время попадал в ленты новостей исключительно с информацией о состоянии здоровья.

Точка в истории СССР

Горбачеву выпало стать лидером великой державы на пике могущества и лично привести ее к краху. С этим многие поспорят, сегодня распространено мнение, что СССР после Брежнева переживал глубочайший кризис, и спасти его было невозможно. Что Горбачев мог только смягчить падение, избежав кровавого краха, хаоса гражданской войны в ядерной сверхдержаве. Защитники Горбачева говорят, что глупо обвинять во всем одного человека, что его предало его окружение, а сам он искренне и до последнего пытался сохранить Союз.

Наверное, с этим отчасти можно согласиться. Не стоит переоценивать роль личности в истории, тем более — такой, как Горбачев, который был откровенно слабым и безвольным политиком, человеком, случайно оказавшимся на вершине власти великой страны, совершено не готовым к этому. В отличие от того же Ельцина, чья подпись стоит под приговором Союзу. Ельцин был просто одержим властью, и шел к ней, не оглядываясь ни на что, поставив точу в истории СССР только ради того, чтобы отобрать власть у Горбачева. Лично мне кажется, что его вина в произошедшем — как минимум не меньше.

Фото: © ТАСС/Юрий Лизунов, Александр Чумичев

Последний генсек

Но рассуждать сегодня о том, кто больше, а кто меньше виновен в развале СССР, и можно ли было его избежать — глупое занятие. Тем более, глупо – вешать всех собак на одного человека. Но трагичность личности Горбачева заключается как раз в том, что история сделала именно его символом краха СССР, тем кого будут обвинять в этом многие поколения. Последний генсек КПСС, первый и последний президент СССР — Горбачев запомнится множеством «экзотических постов, но основной его пожизненной должностью стало быть главным «козлом отпущения». Именно его имя стало символом предательства или бездарности на высшем посту, приведшей к гибели страны — что ближе — выбирайте сами.

Я был совсем маленьким, когда он пришел к власти, не успел испытать гаммы чувств, которые вызывала у советского обывателя Перестройка. Уже позже, в 90-91 гг слышал разговоры взрослых о том, что «Горбатый» (или, как его еще называли «Меченый») ведет страну к краху, а после — что он тот самый «негодяй, который развалил страну». В 10 лет я совершенно не интересовался политикой, о Горбачеве не знал ничего, кроме его имени и лица, которого постоянно мелькало на телеэкране и на портретах, висевших у нас в школе. Когда случился август 1991-го, я даже не был в курсе того, что произошло. Только заметил, что красный флаги повсюду сменились на трехцветные, а Горбачев внезапно перестал появляться в телевизоре.

"Козел отпущения"

Когда, спустя пару лет я начал осознавать произошедшее, в стране были уже другие проблемы, другие герои и антигерои, а Горбачев как-то просто исчез из информационной повестки. Навсегда. Впрочем, простые люди продолжали поминать его последними словами, списывая все неурядицы в стране, к управлению которой он давно не имел никакого отношения, именно на него. «Горбатый» развалил страну». На долгие годы это стало стандартным объяснением всего происходящего — мы, дети, ежедневно слышали это от родителей и впитывали это, как аксиому, как веру в святость Ленина в советской школе.

Фото: © ТАСС/Александр Чумичев

Как сейчас помню, на дворе был уже год 96-й, уже отгремела первая Чеченская, осталась в истории грабительская приватизация, реформы — страна жила совершенно другой жизнью, а я в школе на вопрос учителя, кого вы считаете наиболее отрицательным персонажем в отечественной истории, назвал «Горбатого», который «развалил страну».

Тогда я был еще подростком, и мне было простительно не понимать многие элементарные вещи, например, то, что один человек, не будучи Демиургом, не может самостоятельно повернуть ход истории. Простительно ли тем взрослым и неглупым людям сегодня, которые продолжают обвинять во всем Горбачева, радуясь его смерти?

Личность в истории

Горбачева нет в жизни страны уже целых три десятилетия, за это время уже родились и вошли во взрослую жизнь новые поколения, но минувшей ночью практически никто не сдержался от эмоциональной реакции на его смерть. Причем, реакции соответствующей: от радости, мол, в аду сегодня праздник — до негодования, мол, ушел от суда «главный негодяй».

И совсем немного искренней скорби на тему «ушел человек, подаривший нам свободу» — разумеется, от отъявленных либералов.

«Михаил Горбачёв дал возможность узникам советского концлагеря обрести свободу. Он окончил холодную войну, позорную войну в Афганистане, разрушил железный занавес, открыл дорогу к свободе для народов всей Европы», — пишет оппозиционный белорусский журналист Дмитрий Болкунец. Примерно так же об ушедшем пишут все, для кого это искренняя трагедия.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Реакция за рубежом

Показательна реакция и мировых лидеров, для которых Горбачев является символом «правильной» России, в противовес нынешней — «неправильной». Джо Байден назвал Горбачева человеком, не побоявшимся после десятилетий политических репрессий принять демократические реформы: «Он верил в гласность и перестройку не просто как в лозунги, а как в путь вперед для народа».

Борис Джонсон заявил, что восхищался мужеством и честностью Горбачева. Эммануэль Макрон — что приверженность миру в Европе Горбачева изменила историю, первый президент СССР открыл России дорогу к свободе. «Он сыграл решающую роль в падении железного занавеса. А после — как никто другой содействовал сближению между Востоком и Западом», — заявил канцлер Австрии Нехаммер.

Во всех этих заявлениях проскальзывает одна мысль: Горбачев «открыл окно» на Запад, а нынешние власти России его закрывают. Ну, конечно, даже смерть первого и последнего президента СССР должна быть использована как трибуна для политических обвинений в адрес России.

Авторы этих обвинений в чем-то правы. Россия сегодня действительно начинает исправлять то, что натворил Горбачев (целенаправленно или нет — оставим на усмотрение читателя). То, за что сегодня Запад критикует Россию — спецоперация на Украине — это первый шаг. Ведь то, что произошло с Украиной — это прямой итог Перестройки. Превращение Украины в Антироссию — результат развала СССР. Восьмилетняя гражданская война, обстрелы мирных городов Донбасса, расцвет нацистского террора — этого всего не могло быть, будь жив СССР. И пусть между развалом СССР и событиями на Украине прошла аж четверть века, Горбачев — один из непосредственно виновных в этой трагедии, даже если он искренне пытался спасти Союз. То, что он взял на себя непосильную ношу, то, что его предала собственная команда – является слабым оправданием. Именно поэтому вчера те, кто поддерживает Донбасс и Россию — радовались его смерти, а те, кто поддерживает украинский режим — скорбели.

Фото: © ТАСС/Владимир Мусаэльян, Эдуард Песов

Впрочем, идейные сторонники укронацизма не скорбели, для них Горбачев вовсе не освободитель, а «москаль», который, как известно, хорош только на гиляке. Многие из них в ТГ-каналах желали ему «спасть в аду». Точно так же на сметь Горбачева отреагировали азербайджанские националисты, обвинившие его «в геноциде азербайджанцев», и армянские —  которые называют его виновным в «геноциде армян». В Грузии ему припомнили события в Тбилиси в апреле 1989-го, а, в Южной Осетии — предательство народа, который был за Союз и был брошен на растерзание грузинскому национализму.

Как ни относись к личности Горбачева, на одну ночь советский народ оказался вновь единым. Единым в ненависти к нему. Не знаю, хорошо ли это или плохо — но это показательный факт, это диагноз, приговор, который история вынесла этому человеку. Это очень символично.

Год ушедших

Как символично и то, что в один год умерли Вадим Бакатин, Геннадий Бурбулис, Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич — люди, которые также причастны к развалу СССР. Спор о том, чья вина больше — оставим потомкам. С уходом этих людей мы окончательно прощаемся с эпохой.

Фото: © Михаил Терещенко/ТАСС

Некоторые либералы сегодня пишут, что смерть Горбачева ставит финальную точку в истории Советского Союза. Может, это и к лучшему — ведь для создания чего-то нового как раз нужна отправная точка. Сегодня, спустя тридцать лет, Россия начинает возрождаться. И ушедшие участники ее убийства, совершенного в 1991-м, перед своей смертью успели увидеть начало этого процесса.

На этом споры вокруг Горбачева, полагаю, следует завершить. У нас сейчас куча других проблем. Можно будет вернуться к ним после завершения долго и мучительного процесса исправления. Завершить его — куда важнее, чем рвать глотки о том, кто виноват. Сегодня важнее ответ на вопрос — что делать?

Впрочем, мы уже делаем. И знамя Победы в Киеве, знамя страны, которую развалил Горбачев, должно стать первой страницей новейшей истории. О чем я искренне жалею, что Михаил Сергеич совсем немного не дожил до этого…

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1018102 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1018102')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1018102', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1018102', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1018102(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1018102(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })